Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 марта 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4445
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю на решение от 24.08.2004 по делу N А51-4683/01 10-131 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Л" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему, третьи лица: Администрация города Артема, Артемовское городское правление Всероссийского общества инвалидов о признании недействительным решения N 29 от 20.03.2001.
Резолютивная часть постановления от 02 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2005 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Л" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением с учетом уточнения требования о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам РФ по городу Артему (далее - инспекция, налоговый орган) N 29 от 20.03.2001.
В качестве третьего лица на стороне налогового органа к участию в деле привлечена Администрация города Артема, на стороне ООО "Л" - Артемовское городское правление Всероссийского общества инвалидов.
В связи с реорганизацией Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему, арбитражным судом произведена замена стороны по делу на Межрайонную инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам N 12 по Приморскому краю.
Решением арбитражного суда от 24.08.2004 заявленные требования удовлетворены в части доначисления по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, штрафу по налогу на пользователей автодорог за 1 полугодие 2000 года, налогу на содержание ЖКХ и взносам во внебюджетные фонды.
В остальной части заявленных требований отказано.
Суд, установив, что процент среднесписочной численности инвалидов к общей численности работников общества в проверяемом периоде составил более 50%, признал, что ООО "Л" в 1999 году было освобождено от уплаты налогов.
Доначисление налога и штрафа за 1999 год по налогу на пользователей автомобильных дорог признано обоснованным.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Инспекция по налогам и сборам, не согласившись с решением суда, подала кассационную жалобу, в которой предлагает отменить решение суда как незаконное в части признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности N 29 от 20.03.2001 и принять новый судебный акт полностью отказав ООО "Л" в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция по налогам и сборам в обоснование жалобы указывает, что в ходе проверки было установлено, что инвалиды, числящиеся работниками ООО "Л" фактически в обществе не работали, а были только формально "оформлены, в большинстве своем являются нетрудоспособными.
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв.
Проверив в порядке и пределах статей 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему была проведена выездная налоговая проверка ООО "Л" за период с 20.04.1999 по 20.07.2000, по результатам которой составлен акт N 523 от 09.12.2000.
Налоговым органом было установлено, что ООО "Л" неправомерно воспользовалось льготами по налогам и взносам, поскольку физические лица, указанные в табеле рабочего времени, являлись нетрудоспособными либо могли выполнять только легкий труд, что свидетельствует о формальном наличии более 50% инвалидов в списочном составе работников.
Решением N 29 от 20.03.2001 ООО "Л" были доначислены налоги:
- на добавленную стоимость - 958649 руб.;
- на прибыль - 1016273 руб.;
- на имущество - 20372 руб.;
- на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 32395 руб.;
- на пользователей автомобильных дорог - 195225 руб. страховые взносы:
- в пенсионный фонд РФ - 17929,3 руб.
- в фонд социального страхования - 3458,1 руб.
- в фонд обязательного медицинского страхования - 2304,9 руб.
- в фонд занятости населения - 960,5 руб.
Налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов, предусмотренных статьей 122 НК РФ в сумме 449513 руб., начислены пени за просрочку уплаты налогов и сборов.
Полагая, что решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика, ООО "Л" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным указанного решения.
Арбитражный суд, оценив доводы заявителя, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона РФ N 2116-1 от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставной капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
Согласно подпункту "х" пункта 1 статьи 5 Закона РФ N 1992-1 от 06.12.1991 "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги, производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставной капитал которых полностью состоит из вкладов российских общественных организаций инвалидов.
Подпунктом "и" статьи 4 Закона РФ N 2020-1 от 13.12.1991 "О налоге на имущество предприятий", предусмотрено, что данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Закона РФ от 13.12.1991 "О налоге на имущество предприятий" следует читать как "N 2030-1"
Аналогичные нормы содержатся в подпункте "б" статьи 6 Закона РФ N 1-ФЗ от 04.01.1999 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонды обязательного медицинского страхования за 1999 год, подпункт "б" статьи 6 Закона РФ N 197-ФЗ от 20.11.1999 "О тарифах страховых взносов за 2000 год", Постановлении Артемовской городской Думы N 146 от 21.03.1996 "О введении местных налогов и сборов на территории муниципального образования города Артема.
Согласно Уставу ООО "Л", зарегистрированному в новой редакции 09.06.1999, единственным учредителем Общества является Артемовское городское правление Всероссийского общества инвалидов.
Судом было установлено, что законность регистрации Администрацией города Артема изменений в учредительные документы подтверждена решением Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2004 по делу N А51-578/02 1-51, вступившим в законную силу.
Судом признано недействительным решение инспекции по налогам и сборам в части доначисления налога на прибыль в сумме 1016273 руб., пени - 324962 руб. и штрафа - 203254 руб.
Удовлетворяя требования по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, сборам, суд установил, что численность инвалидов от общей численности работников в проверяемый период составила более 50%.
Так, во втором квартале 1999 года численность работающих составила 1 человек, в том числе инвалидов - 1 человек;
- в 3 квартале 1999 года - 19 человек, в том числе инвалидов - 10 человек;
- в 4 квартале 1999 года - 19 человек, в том числе инвалидов - 10 человек;
- в 1 квартале 2000 года - 14 человек, в том числе инвалидов - 9 человек;
- во 2 квартале 2000 года - 15 человек, в том числе инвалидов - 9 человек.
При этом, доказательства, представленные налоговым органом о том, что инвалиды фактически на предприятии не работали, судом не приняты во внимание, как полученные с нарушением правил, установленных статьями 90, 99 НК РФ (объяснения лиц не записаны в протокол, лица не предупреждены об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний). Кроме того, суд указал, что медицинские противопоказания по труду инвалидов 1, 2, 3 групп не свидетельствуют о том, что инвалиды не работали в ООО "Л".
Вместе с тем, как следует из акта проверки, фактически в проверяемом периоде ООО "Л" осуществляло ремонт дорог, благоустройство и дорожные работы на придомовых территориях. Иного вида деятельности общество не осуществляло.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.
По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов осуществлять контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков в случае выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе и с использованием механизмов судебной защиты. Указанная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О.
Налоговый орган, осуществляя проверку, установил, что инвалиды фактически работу не выполняли. Работы по ремонту и асфальтированию дорог являются тяжелым и вредным производством.
Учитывая, что большинство числящихся работников-инвалидов являются нетрудоспособными, иные (Шелкоплесов Алексей Михайлович) - слепыми, по медицинским противопоказаниям инвалиды 1, 2, 3 групп не имеют допуска к работе по ремонту и асфальтированию дорог, им должны быть созданы специальные условия труда, что следует из ответа Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора города Артема, инспекцией по налогам и сборам с учетом объяснений инвалидов, специалиста Ладейщиковой Е.И. - главного врача МСЭ по городу Артему, опроса свидетеля Подкопаева - генерального директора ОАО "Специализированное строительное управление" сделан вывод, что опрошенные инвалиды не могут быть привлечены к работам с вредными производственными условиями труда, а, следовательно, сведения, указанные ООО "Л" являются недостоверными.
Судом указанные обстоятельства не исследовались, следовательно, судом не проверены доводы инспекции по налогам и сборам о том, что своими правами на применение льготы ООО "Л" пользовалось недобросовестно.
Учитывая изложенное, вывод суда о необоснованном доначислении налога на добавленную стоимость, налога на имущество, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сборов по пенсионному фонду, фонду социального страхования, фонду обязательного медицинского страхования, фонду занятости населения является необоснованным, решение суда в этой части, как принятое по неполно выясненным обстоятельствам дела, подлежат отмене.
В части, касающейся налога на пользователей автомобильных дорог в удовлетворении требований ООО "Л" за исключением штрафа на 2000 год отказано, в этой части решение суда не оспаривается.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.08.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4683/01 10-131 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Артему N 29 от 20.03.2001 о привлечении ООО "Л" к налоговой ответственности в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 958649 руб., пени - 478859 руб., штрафа - 191730 руб., в части доначисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 32395 руб., пени - 13748,5 руб. и штраф - 6479 руб., в части доначисления взносов:
- в пенсионный фонд РФ в сумме 17929,3 руб.;
- пени - 5939,2 руб. и штрафа - 3586 руб.;
- в фонд социального страхования РФ в сумме 3458,1 руб., пени - 1145,2 руб., штрафа - 692 руб.
- в фонд занятости РФ в сумме 960,5 руб., пени - 318 руб., штрафа - 192 руб.;
- в фонды обязательного медицинского страхования в сумме 2304,9 руб., пени - 763,1 руб., штрафа - 461 руб. отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4445
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании