Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 марта 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4626
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Федерального государственного учреждения санаторий "П" Министерства внутренних дел России - Москвитина О.В. - главный бухгалтер по доверенности б/н от 04.03.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока на решение от 13.10.2004 по делу N А51-14777/2002 20-343/35 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Федерального государственного учреждения санаторий "П" Министерства внутренних дел России к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным решения N 154 от 30.09.2002.
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2005 года.
Федеральное государственное учреждение санаторий "П" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - санаторий "П", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным в части решения N 154 от 30.09.2002 инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган).
Решением суда от 13.10.2004 заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налогов на прибыль и на пользователей автодорог в сумме, соответственно, 807781 руб. и 187427,51 руб., соответствующей пени за их несвоевременную уплату, а также в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налогов на прибыль и на пользователей автодорог в виде взыскания штрафа, соответственно, в сумме 161556 руб., 37085,50 руб. и по пункту 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль - штраф в сумме 133326 руб., по налогу на пользователей автодорог - 101391,80 руб. В остальном в удовлетворении требований отказано.
Судебный акт мотивирован ссылкой на то, что санаторий "П", как бюджетное учреждение, имеющее доходы от предпринимательской деятельности, в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль), уплачивает налог на прибыль с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. При этом, из налогооблагаемой прибыли исключается также стоимость 20 процентов путевок, выделяемых в квартал, денежные средства от реализации которых согласно приказу МВД России от 15.12.1998 N 29/7-2420 "О реализации путевок в санатории и дома отдыха МВД России" с 01.01.1999 используются санаториями и домами отдыха МВД России для обеспечения их дальнейшего функционирования. В связи с чем, налоговый орган неправомерно доначислил налог на прибыль и на пользователей автодорог на суммы, полученные в 1999 - 2000 годах от реализации и продления путевок.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе налогового органа, который просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение судом пункта 5 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" (далее - инструкция N 48), в соответствии с которым доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам, являются доходами от предпринимательской деятельности.
Плательщики налога исчисляют налог с суммы превышения доходов над расходами в общеустановленном порядке.
Поэтому доходы санатория "П", полученные от реализации 20 процентов путевок, правомерно включены налоговым органом в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и по налогу на пользователей автодорог, тем более, что сам налогоплательщик не представил расчет полученных от реализации указанных путевок денежных сумм.
Санаторий "П" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили в полном объеме, считая принятое судебное решение законным и обоснованным, а также указывая на то, что согласно пункту 1.5 Устава учреждения, санаторий финансируется Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и за счет доходов от предоставления медицинских услуг по договорам. Следовательно, деятельность санатория осуществляется в рамках бюджетного финансирования расходов по поддержанию нормального функционирования санатория, и денежные средства, полученные от реализации услуг по санаторно-курортному лечению (продление путевок, льготные путевки), не могут квалифицироваться как доходы от предпринимательской деятельности. Использование финансовых средств осуществляется в соответствии со сметой расходов, утвержденной медицинским управлением Министерства внутренних дел России.
Кроме этого, налоговый орган не доказал правомерность применения им методики расчетного способа определения расходов, учтенных как расходы, относящиеся к тому или иному виду деятельности, поскольку в бухгалтерском учете санатория были отражены как доходы, так и расходы по каждому виду деятельности.
Инспекция по налогам и сборам, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя санатория "П", суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ФГУ санаторий "П" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 30.05.2002, о чем составлен акт проверки N 133 от 13.09.2002. В ходе проверки выявлены нарушения при исчислении и уплате различных налогов, поэтому по результатам рассмотрения акта проверки, разногласий по нему налоговым органом 30.09.2002 принято решение N 154 о привлечении санатория "П" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неполную уплату налогов (сборов) по пункту 1 статьи 122 НК РФ:
- налог на прибыль - штраф в сумме 183025 руб.;
- налог с продаж - 3624,80 руб.;
- налог с владельцев транспортных средств - 166,20 руб.;
- налог на пользователей автодорог - 39181,80 руб.;
- плата за пользование недрами - 189,50 руб.;
- отчисления на воспроизводство материально - сырьевой базы (далее - отчисления ВМСБ) - 189,50 руб.;
- единый социальный налог (далее - ЕСН) - 311,90 руб.;
- единый налог на вмененный доход (далее - единый налог) - 461 руб.;
по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом:
- подоходный налог - штраф - 393,40 руб.;
- налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 167,80 руб.;
по статье 126 НК РФ штраф за непредставление налоговым агентом в налоговые органы сведений по форме N 2 НДФЛ в сумме 150 руб.;
по пункту 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций по следующим налогам:
- единый налог (июнь, 3 квартал, 2001 года) - штраф - 2960 руб.;
- налог на пользователей автодорог (1 квартал 1999 года, 3 квартал 2000 года) - 101491,80 руб.;
по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление в налоговый орган расчета налога от фактической прибыли за 2001 год штраф в сумме 225336 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено уплатить неполностью уплаченные налоги (сборы) и пени за их несвоевременную уплату:
- подоходный налог в сумме 1967 руб., пени в сумме 8402,20 руб.;
- НДС - 75 руб.;
- налог с продаж - 5535 руб., пени - 493,20 руб.;
- НДФЛ - 839 руб., пени - 1272,30 руб.;
- налог на прибыль - 915126 руб., пени 188551 руб.;
- единый налог - 2305,34 руб., пени 818,79 руб.;
- налог на пользователей автодорог - 195908,86 руб., пени - 148961,30 руб.;
- плата за пользование недрами - 947,40 руб., пени - 552,20 руб;
- отчисления ВМСБ - 947,40 руб., пени - 552,20 руб.;
- налог с владельцев транспортных средств - 831,10 руб., пени - 629,10 руб.;
- ЕСН - 1559,30 руб., пени - 437,80 руб.,
а также пени за несвоевременную уплату взносов в Фонд занятости населения в сумме 226,30 руб.
Санаторий "П" не согласился с данным решением в части налогов на прибыль и на пользователей автодорог и оспорил его в арбитражный суд, первая инстанция которого на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно признала оспариваемое решение налогового органа недействительным в части, при этом суд исходил из того, что налогооблагаемая прибыль для санатория "П", являющегося бюджетным учреждением, в спорные налоговые периоды 1999-2001 годы определялась в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о налоге на прибыль, согласно которому бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Спор между сторонами возник по вопросу невключения в налогооблагаемую прибыль денежных средств, полученных от реализации путевок на санаторно-курортное лечение лицам, не являющимся сотрудниками, пенсионерами МВД и членами их семей, от оказания услуг по проживанию, питанию и продлению таких путевок, при этом налоговым органом не принят во внимание приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.12.1998 N 29/7-2420 "О реализации путевок в санатории и дома отдыха МВД России", в соответствии с которым с 1 января 1999 года санаториям и домам отдыха для обеспечения их функционирования выделяется 20 процентов путевок, выпускаемых в квартал.
Суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что денежные средства, полученные от реализации и продления путевок, от реализации льготных путевок (1999 год - 2480496,47 руб.; 2000 год - 1058665,98 руб.; 2001 год - 7232710,14 руб.), не превышают стоимости 20 процентов путевок, которые санаторий "П" имел право реализовать в квартал для обеспечения нормального функционирования санатория, и согласно статьям 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся к неналоговым доходам, которые не могут быть учтены как доходы при определении налогооблагаемой прибыли, а также не являются выручкой при определении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог, так как используются бюджетным учреждением для обеспечения его функционирования.
Кроме этого, суд пришел к выводу, что налоговый орган не доказал реализацию путевок свыше предусмотренных 20 процентов, а также правомерность применения методики расчетного способа определения расходов, так как в бухгалтерском учете санатория отражены как доходы, так и расходы по каждому виду деятельности.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного решения, так как они не свидетельствуют о несоответствии выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
в порядке процессуального правопреемства заменить инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока на инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.10.2004 по делу N А51-14777/2002 20-343/35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4626
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании