Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 марта 2005 г. N Ф03-А73/05-1/151
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Петренко В.А. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности б/н от 27.01.2005, З.А. Колотыгина - главный специалист по доверенности N 19-11/2600 от 31.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 20.09.2004, постановление от 22.11.2004 по делу N А73-6798/2004-51 (АИ-1/1323/04-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам г. Николаевска-на-Амуре" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому отделу Администрации г. Николаевска-на-Амуре о взыскании выпадающих доходов в сумме 4955905,25 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2005 года.
Истец обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ответчикам о возмещении убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на их получение на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в сумме 543326 руб. 49 коп.
Решением суда от 20.09.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.11.2004, исковые требования МУП "Служба заказчика по ЖКУ" удовлетворены полностью в сумме 543326,49 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей государственных органов РФ, субъекта РФ и органов местного самоуправления по финансированию из соответствующих бюджетов расходов на предоставление льгот многодетным семьям и гражданам, награжденным знаком - "Почетный донор".
При этом заявитель ссылается на не применение судом ст. 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", согласно которой финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, в связи с чем, по его мнению, нести ответственность за неисполнение закона должен не только федеральный бюджет, а также бюджет субъекта РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, МУП "Служба заказчика по ЖКУ" за счет собственных средств с января 2002 года по июнь 2004 года предоставило многодетным семьям льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также почетным донорам, с января 2002 года по декабрь 2003 года, - в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" на сумму соответственно 372330 руб. и 170995,74 руб.
Размер понесенных расходов в спорный период подтвержден лицевыми счетами льготников, и актами сверок с Комитетом по социальной защите населения Администрации г. Николаевска-на-Амуре, счетами на оплату расходов, и не оспаривается ответчиками.
В связи с отказом администрацией г. Николаевска-на-Амуре в компенсации из городского бюджета выпадающих доходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу в размере 30% от стоимости услуг и изданного в его исполнение письма Минфина РФ N 51 и Минсоцзащиты населения РФ N 1-2359-18 от 29 июня 1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, являются средства местных бюджетов.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах г. Николаевска-на-Амуре и Хабаровского края отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям и лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован, так как Законами РФ О федеральном бюджете на соответствующие годы средства на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" и Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 в федеральном бюджете не утверждались.
Вместе с тем, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" в федеральном бюджете на спорный период не утверждались в федеральных законах о федеральном бюджете на 2002, 2003 годы и по этой причине не предусматривались в бюджетах Хабаровского края и муниципального образования - г. Николаевск-на-Амуре, ответственность за убытки, причиненные МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", судом правомерно возложена на казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.09.2004 и постановление от 22.11.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-6798/2004-51 (АИ-1/1323/04-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 марта 2005 г. N Ф03-А73/05-1/151
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании