Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 ноября 1997 г. N Ф03-А51/97-2/1079
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Дальнереченскому району Приморского края на решение от 17.07.97 г. по делу N А51-5089/97 4-321 Арбитражного суда Приморского края, по иску Государственной налоговой инспекции по Дальнереченскому району Приморского края к Крестьянскому хозяйству В.С. г. Дальнереченск о ликвидации крестьянского хозяйства В.С.
Государственная налоговая инспекция по Дальнереченскому району обратилась в арбитражный суд Приморского края с иском к крестьянскому хозяйству В.С. о его ликвидации в связи с неоднократным нарушением налогового законодательства.
Решением суда от 17.07.97 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом, суд исходит из того, что в соответствии со ст. 9 раздела II Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 г. N 1482, государственная регистрация крестьянского хозяйства утрачивает силу в день получения ходатайства об аннулировании его государственной регистрации и ранее выданного ему свидетельства о регистрации, в связи с чем требования истца о ликвидации ответчика в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации признаны неправомерными и удовлетворению не подлежат.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять решение о ликвидации крестьянского хозяйства.
Ответчик отзыв на кассационную жалобу не представил.
Стороны по делу надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в судебном заседании не приняли.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, постановлением Главы администрации Дальнереченского района от 08.04.92 г. N 101 зарегистрировано крестьянское хозяйство В.С. с целью ведения сельскохозяйственного производства с предоставлением в пожизненное наследуемое владение земельного участка. Главой хозяйства утвержден В.С.
21.02.94 г. постановлением N 71 Главой администрации Дальнереченского района внесены изменения в вышеуказанное постановление в части исключения из членов крестьянского хозяйства В.С. и В.С. в связи с их выводом за пределы Российской Федерации.
Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что крестьянское хозяйство В.С. не может быть ликвидировано как юридическое лицо, следует признать неправомерным, поскольку он не основан на законе и не соответствует обстоятельствам и материалам дела.
Крестьянское хозяйство В.С. зарегистрировано как самостоятельно действующий субъект с правами юридического лица, имеющий на своем балансе имущество и землю, экономически и юридически обособленные от личного имущества членов крестьянского хозяйства.
В связи с принятием части 1 нового Гражданского кодекса Российской Федерации изменены условия создания и работы крестьянских хозяйств. Согласно нормам Гражданского законодательства, глава хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 30.11.94 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" определен порядок применения норм Кодекса к ранее созданным юридическим лицам и сроки приведения их учредительных документов в соответствие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, указанные в п.п. 2-7 ст. 6 вводного закона, а также крестьянские (Фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением в соответствие с нормами части 1 Кодекса.
Следовательно, предписывается необходимость изменения организационно-правовой формы крестьянских хозяйств, созданных до введения в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации.
Крестьянское хозяйство В.С. на момент рассмотрения спора в арбитражном суде правового статуса не изменило и глава фермерского хозяйства не был зарегистрирован в качестве гражданина-предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Поэтому неправомерна ссылка арбитражного суда на статью 9 раздела II Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (утвер. Указом Президента РФ от 08.07.94 г. N 1482), которая предусматривает, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
Следовательно, данная норма права, приминима только к гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
Материалами дела данный факт не подтверждается, как и не подтверждается факт обращения главы фермерского хозяйства с ходатайством об аннулировании его государственной регистрации.
Статьей 14 (п. 1) Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Госналогинспекции предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации предприятий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 этого же Закона на налогоплательщика возложена обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Основанием для обращения Госналогинспекции в арбитражный суд с иском о ликвидации крестьянского хозяйства В.С. послужило непредставление в налоговую инспекцию отчетности о финансово-хозяйственной деятельности крестьянского хозяйства за 1995 год, 9 месяц 1996 года, 1996 г., необходимой для исчисления и уплаты налогов, что является нарушением обязанностей, возложенных законом на налогоплательщика.
Основания для ликвидации предприятий предусмотрены ст. 61 ГК РФ, в силу которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Учитывая, что ГНИ по Дальнереченскому району предъявила иск в пределах своих полномочий и факты грубого и неоднократного нарушения налогового законодательства со стороны крестьянского хозяйства В.С. подтверждаются материалами дела (л.д. 18-20), у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Пункт 3 ст. 61 ГК РФ предусматривает, что обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица по решению суда могут быть возложены на его учредителей, либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
В Уставе крестьянского хозяйства В.С. данные вопросы не оговорены.
Материалами дела (л.д. 21-24) подтверждается, что В.С. по зарегистрированному адресу не проживает, поэтому на него невозможно возложить обязанности по ликвидации крестьянского хозяйства.
Справкой N 11 от 06.06.97 г. (л.д. 27) государственная налоговая инспекция по Дальнереченскому району подтверждает, что глава крестьянского хозяйства В.С. задолженности перед бюджетом по состоянию на 06.06.97 г. не имеет.
С учетом изложенного, на налоговую инспекцию, как на инициатора ликвидации, следует возложить обязанности по ликвидации крестьянского хозяйства В.С.
Госналогинспекция вправе сама назначить ликвидационную комиссию или наделить ее функциями, так называемого ликвидатора.
Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Возложение на налоговую инспекцию обязанностей по ликвидации не противоречит ни Гражданскому кодексу Российской Федерации, ни уставным документам крестьянского хозяйства, ни Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России N ВА-3-12/149 от 13.06.96 г., которая не содержу запрета налоговым органам на осуществление ликвидации юридических лиц, если инициатором такой ликвидации выступает ГНИ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.07.97 г. по делу N А51-5890/97 4-321 отменить.
исковые требования Государственной налоговой инспекции по Дальнереченскому району удовлетворить.
Крестьянское хозяйство В.С. ликвидировать.
Обязанности по осуществлению ликвидации возложить на Государственную налоговую инспекцию по Дальнереченскому району Приморского края.
Ликвидацию закончить до 01.03.98 г.
Взыскать с крестьянского хозяйства В.С. в доход федерального бюджета расходы по уплате госпошлины по иску и кассационной жалобе в сумме 1.252.350 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 ноября 1997 г. N Ф03-А51/97-2/1079
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании