Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 марта 2005 г. N Ф03-А51/05-1/329
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 23.08.2004, постановление от 01.11.2004 по делу N А51-2629/2004 27-85 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения Дальэнергосбыта к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации города Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока о взыскании 3445578,92 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2005. Полный текст постановления изготовлен 09.03.2005.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Администрации города Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока о взыскании 3445578,92 рублей, составляющих убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате потребленной электроэнергии, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников милиции, таможенной службы, налоговой полиции.
Определением суда от 05.03.2004 заявленные истцом требования разъединены в отдельные производства.
До принятия судом решения по настоящему делу истец неоднократно уточнял исковые требования и в конечном результате просил взыскать с Минфина РФ 3352264,83 руб. убытков, связанных с предоставлением в период с марта по декабрь 2001 года льгот, установленных ФЗ N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих".
Решением от 23.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2004, сумма 3352,264,83 руб. взыскана с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд руководствовался ст. 71 Конституции РФ и пунктом 10 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающим возмещение из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ средств на предоставление льгот военнослужащим.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, в которой заявитель просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
При этом заявитель ссылается на п. 6 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, предусматривающий возмещение расходов организациям по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что судом рассмотрено дело без привлечения к участию в нем Минобороны РФ, в то время как согласно Протоколу совещания Правительства РФ от 23.08.2001 главным распорядителям средств федерального бюджета предписано представить в Минфин РФ данные кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг в срок до 20.11.2001, однако доказательств представления таких данным Министерство обороны РФ не представлено.
Приводит доводы о том, что истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Из материалов дела установлено, ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в период с марта по декабрь 2003 года на основании ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставило гражданам льготы по оплате потребленной электроэнергии, в результате чего у него образовались убытки в сумме 3352264,83 руб.
В связи с невозмещением указанных убытком истец обратился с иском в суд.
Согласно п. 10 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъекта РФ, производятся за счет средств федерального бюджета, а по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов. При этом, Закон предусматривает компенсацию субъектам РФ указанных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.
Вместе с тем, Правительством Российской Федерации механизм компенсации расходов субъектам федерации из федерального бюджета не определен.
При рассмотрении спора, арбитражный суд правомерно руководствуясь нормами статей 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации, статей 84 Бюджетного кодекса РФ, исходил из того, что предоставление установленных федеральным законом льгот военнослужащим относится к государственным полномочиям Российской Федерации, передача которых субъекту Российской Федерации должна обеспечиваться финансовыми средствами из федерального бюджета.
Поскольку, как установлено, что в 2001 году средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению убытков истца на субъект Российской Федерации, что соответствует постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", согласно которым на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В связи с тем, что органами государственной власти РФ не обеспечено исполнение федерального закона в части предоставления льгот, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ взысканы с казны Российской Федерации, интересы которой согласно ст. 125 ГК РФ представляет Минфин РФ.
Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы в рассматриваемой части являются несостоятельными.
Подлежат отклонению также доводы Минфина РФ о неправомерном рассмотрении настоящего спора без привлечения Минобороны РФ, поскольку доказательства передачи последнему по подведомственной классификации финансовых средств на предоставление военнослужащим льгот по оплате коммунальных услуг ответчиком не представлены.
Таким образом, судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.08.2004, постановление от 01.11.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2629/2004 27-85 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку, как установлено, что в 2001 году средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению убытков истца на субъект Российской Федерации, что соответствует постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", согласно которым на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В связи с тем, что органами государственной власти РФ не обеспечено исполнение федерального закона в части предоставления льгот, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ взысканы с казны Российской Федерации, интересы которой согласно ст. 125 ГК РФ представляет Минфин РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 марта 2005 г. N Ф03-А51/05-1/329
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании