Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/403
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморском у краю на решение от 15.10.2004, постановление от 22.12.2004 по делу N А51-7122/04 32-267 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" к Администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, 3-е лицо: Финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 2365254 рублей 93 копеек.
Резолютивная часть постановления от 12 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 2365254 рублей 93 копеек (с учетом уточненных требований), составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район.
Решением суда от 15.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.12.2004, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП "Уссурийск-Водоканал" взысканы убытки в сумме 2365254 руб. 93 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот (утвержден постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387), где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, МУП "Уссурийск-Водоканал" в течение 2003 года во исполнение договора от 17.01.2003, заключенного с администрацией МО г. Уссурийска, предоставляло льготы ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Сумма некомпенсированных МУП "Уссурийск-Водоканал" выпадающих доходов составила 2365254 руб. 93 коп.
Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Уссурийска, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Уссурийска в достаточном количестве не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных МУП "Уссурийск-Водоканал" при предоставлении льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Приложением 4 к Закону Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" предусмотрена передача г. Уссурийску государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ "О ветеранах" в сумме 24684 тыс. рублей, из них на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг (электроэнергии) 18081 тыс. руб.
Муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийский район денежные средства получены в сумме 20094 тыс. руб. и распределены по целевому назначению на основании Закона Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год".
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость не могут быть приняты во внимание. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов истца в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, обжалуемые судебные акты законны и обоснованны, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.10.2004 и постановление от 22.12.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7122/04 32-267 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/403
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании