Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/577
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства РФ в лице УФК РФ по Амурской области на решение от 09.12.2004 по делу N А04-6374/2004-15/324 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Финансовому управлению администрации г. Белогорска о взыскании 2692380,30 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2005. Полный текст постановления изготовлен 05.04.2005.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому управлению администрации г. Белогорска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 2692380,30 руб. убытков, возникших в результате предоставления в 2003 году гражданам льгот по оплате электроэнергии, установленных ФЗ "О ветеранах".
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 2310065,97 руб.
Решением суда от 09.12.2004 исковые требования удовлетворены и названная сумма взыскана в пользу истца с казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законность судебного акта проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление жилищно-коммунальных льгот за счет субъекта РФ с последующим возмещением ему произведенных расходов из федерального бюджета.
Приводит доводы о том, что в спорный период на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот в консолидированные бюджеты субъектов передавалось 100% суммы налога на доходы физических лиц, являющегося федеральным налогом. Кроме того, передача на указанные цели денежных средств субъекту в 2003 году предусмотрена Методикой расчетов распределения средств федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2003 год.
Считает, что суд необоснованно квалифицировал правоотношения сторон как взыскание убытков на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Амурэнерго" в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 на основании договоров от 12.02.2002 N 40-06 и от 14.03.2003 N 91-06, заключенных с Администрацией Ромненского района, и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставляло льготы в виде 50% скидки по оплате электрической энергии, в результате чего понесло убытки в сумме 180972,90 руб.
В связи с невозмещением убытков органами государственной власти и органами муниципального образования из бюджетов соответствующих уровней, заявлены настоящие исковые требования.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (статьи 16, 1069 Кодекса).
Суд, при рассмотрении спора, правомерно исходил из вышеназванных норм, а также ФЗ "О ветеранах", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в расходах федерального бюджета целевые средства на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не утверждались.
Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2003 год предусмотрено выделение Амурской области денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет Амурской области, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Амурской областью полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином не представлено.
Наряду с этим, при отсутствии целевого финансирования из федерального бюджета реализации ФЗ "О ветеранах", статьей 37 Закона Амурской "Об областном бюджете на 2003 год" утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов (сборов) и финансовой помощи расходы на указанные цели в размере 423613 тыс. руб. для распределения в бюджеты муниципальных образований. В том числе г. Белогорску перечислено 31588 руб.
Вместе с тем, объем названных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании 2310065,97 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
При этом правомерно освобождены от ответственности органы местного самоуправления и Финансовый департамент Администрации Амурской области, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 127-ФЗ и Постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации за период до 2005 года", согласно которому ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку решение суда принято Арбитражным судом Амурской области с соблюдение норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.12.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6374/04-15/324 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/577
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании