Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1051
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 15.12.2004, постановление от 08.02.2005 по делу N А51-11536/04 32-284 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморский газ" к Администрации г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Минфину РФ в лице УФК по Приморскому краю, 3-е лицо: Департамент финансов администрации Приморского края о взыскании 173822 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 03.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 11.05.2005.
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский газ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока, третье лицо: Департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 173822 руб. убытков, возникших связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате бытового газа гражданам на основании ФЗ "О ветеранах".
Определением суда от 06.09.2004 для участия в деле в качестве ответчиков привлечены Минфин РФ и Финансовое управление администрации г. Владивостока.
Решением суда от 15.12.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2005 решение оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Приморского края, как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
Как установлено судом, ОАО "Приморский газ" на основании договора N 065-289/03 от 21.04.2003, заключенного с администрацией МО г. Владивостока, в 2003 году предоставил в соответствии с федеральным законом "О ветеранах" гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате бытового газа.
Расходы, произведенные истцом в 2003 году по предоставлению льгот в размере 173822 руб. и невозмещенные последнему государственными и муниципальными органами исполнительной власти, составили убытки истца, о взыскании которых заявлены настоящие требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное, подтверждается Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002, согласно которому данные расходы в составе расходов федерального бюджета на рассматриваемый год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации федерального бюджета на 2003 год.
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет средств субвенций предусмотрено финансирование на выполнение им государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части оплаты за газ в размере 150 тыс. руб., которые доведены до муниципального образования в объеме 81% в связи с неисполнением в спорный период доходной части бюджета.
Выделенные муниципальному образованию субъектом РФ в пределах финансовых возможностей последнего денежные средства на реализацию государственных полномочий не покрыли объем затрат предприятий, предоставивших льготы рассматриваемой категории граждан.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2003 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности администрацию муниципального образования и Департамент финансов администрации Приморского края.
Неоснователен довод заявителя кассационной жалобы о том, что целевое финансирование расходов по реализации гражданам права на льготу коммунальных услуг осуществляется не предварительно, а по факту наличия у субъекта РФ соответствующих расходов путем взаимозачетов федерального бюджета и субъекта РФ, так как действующими нормативными актами не предусмотрен такой порядок возмещения субъекту указанных расходов.
Доводы Минфина о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку при рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств того, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края в соответствии с материальными и процессуальными нормами, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеются.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.12.2004, постановление от 08.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11536/04 32-284 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1051
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании