Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 апреля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/717
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Зорина Е.П. юрисконсульт по доверенности от 21.06.2004 N 315, от ответчика: Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю - Бертина Н.В. главный специалист по доверенности от 27.01.2005, Финансового департамента администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А. главный специалист по доверенности от 28.12.2004 N 04-02/2420, Министерства финансов Хабаровского края - Тимошенко С.А. консультант по доверенности от 02.12.2004 N 19-11/2395, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 28.10.2004, постановление от 21.12.2004 по делу N А73-7735/2004-28 (АИ-1/1446/04-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 115281,49 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 115281,49 руб., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг за период с 01.08.2001 по 30.06.2004 в соответствии с Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением от 28.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, исковые требования ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на статью 84 Бюджетного кодекса РФ и на Указ Президента РФ N 431 от 05.05.1992. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ и Министерством социальной защиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" источником возмещения расходов определен бюджет субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Министерства финансов РФ и Министерством социальной защиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представители ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", Министерства финансов Хабаровского края, Финансового департамента администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу решением, постановлением и просили оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в период с 01.08.2001 по 30.06.2004 ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" при расчетах за коммунальные услуги предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Поскольку понесенные ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" расходы не были компенсированы Администрацией г. Хабаровска, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному во исполнение Письма Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.
Однако, Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о возмещении убытков за счет средств местного бюджета являются необоснованными.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не запланированы и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с изложенным убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.10.2004, постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7735/2004-28 (АИ-1/1446/04-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/717
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании