Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/806
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента администрации Амурской области на постановление от 29.12.2004 по делу N А04-2488/04-2/83 Арбитражного суда Амурской области, по иску Домоуправления N 1 Серышевской КЭЧ к Финансовому департаменту администрации Амурской области, 3-и лица: Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, администрация Серышевского района, финотдел администрации Серышевского района, департамент ЖКХ администрации Амурской области о взыскании 811788,69 руб.
Резолютивная часть постановления от 19 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2005 года
Домоуправление N 1 Серышевской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 811788,69 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением истцом в период с 01.01.2003 по 31.12.2003 отдельной категории граждан субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, администрация Серышевского района, финотдел администрации Серышевского района, департамент ЖКХ администрации Амурской области.
Решением суда от 17.09.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Финансового департамента администрации Амурской области за счет казны области, поскольку последним не исполнена обязанность по передаче муниципальному образованию средств, предназначенных для возмещения расходов по предоставлению населению субсидий.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2004 решение от 17.09.2004 изменено. С казны Амурской области в лице финдепартамента администрации Амурской области взыскано 453411,99 руб. Во взыскании 358376,70 руб. истцу отказано, в связи с незаконным начислением субсидии на сумму 358376,70 руб.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Финдепартамента администрации Амурской области, которое считает решение и постановление подлежащими отмене.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета по рассматриваемым расходам.
Указывает на то, что суд не исследовал в каком объеме муниципальным образованием были получены дополнительные доходы и были ли они направлены на установленные цели.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, Домоуправление N 1 Серышевской КЭЧ с 01.01.2003 по 31.12.2003 в силу Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" при осуществлении расчетов за жилищно-коммунальные услуги предоставило субсидии гражданам на сумму 811788,69 руб.
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов 811788,69 руб. заявлены исковые требования об их взыскании.
Поскольку при рассмотрении спора судом на основании справки о проверке правильности начисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению по Серышевской КЭЧ за 2003 год, представленной Департаментом ЖКХ администрации Амурской области, установлено незаконное начисление субсидий на сумму 358376,70 руб., то апелляционная инстанция правомерно отказала в этой части иска.
Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. 06.05.2003) определено, что органы государственного управления предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и бюджета, в соответствии с положением о предоставлении субсидий, утверждаемым Правительством РФ.
Согласно ст. 15.4 Закона возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам названных субсидий осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Кроме того, статьей 56 Федерального Закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрено направить из Фонда софинансирования федерального бюджета 5000 млн. рублей дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий населению.
Судом установлено, что за счет средств, поступающих из федерального бюджета, Амурской области предусмотрено 102866,6 тыс. рублей дотаций на частичное возмещение расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Данная сумма распределена между муниципальными образованиями, в том числе, Серышевскому району выделено 3443,5 тыс. руб.
Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
В расходной части бюджета Амурской области на 2003 год денежные средства не предусматривались и целевым назначением муниципальным образованиям не выделялись.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно взыскал сумму 453411,99 руб. понесенных истцом расходов по предоставлению гражданам субсидий за жилищно-коммунальные услуги в 2003 году за счет казны Амурской области.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что имеет место недофинансирование со стороны федерального бюджета, подлежит отклонению, поскольку предусмотренная Амурской области сумма дотаций в размере 102866,6 тыс. руб. доведена до субъекта в полном объеме.
Суд правомерно на основании ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления" и п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" освободил от ответственности по иску муниципальное образование, как не обеспеченное финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 29.12.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2488/04-2/83 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/806
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании