Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/890
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 23.11.2004, постановление от 25.01.2005 по делу N А51-10776/04 7-254 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Администрации МО г. Арсеньев, Финансовому управлению г. Арсеньева, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 16950 руб. 48 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2005 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к администрации МО г. Арсеньев, Финансовому управлению администрации г. Арсеньева, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 16950 руб. 48 коп. убытков, возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Федеральными законами "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Решением суда от 23.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2005, исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Возлагая ответственность на Минфина РФ, суд указал на то, что субъекту федерации не были выделены из федерального бюджета необходимые средства для компенсации льгот.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, которое просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям соцтруда и полным кавалерам ордена трудовой славы, так как они финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета на основании ежеквартально предоставляемых отчетов.
Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого Закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истцом во исполнение договора от 30.12.2002 N 20, заключенного с администрацией МО г. Арсеньев, в 2003 году предоставлялись льготы в виде стопроцентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму 16950 руб. 48 коп. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы.
Некомпенсированные истцу указанные расходы составили истребуемую сумму в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ как убытки, причиненные незаконным действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Славы и полных кавалеров ордена Славы" N 4301-1 от 15.01.1993 и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" N 5-ФЗ от 09.01.1997 установлен ряд льгот, в том числе по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам для лиц, указанных в них.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ N 4301-1 расходы предприятий, связанные с его реализацией, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Порядок возмещения установлен Письмом Минфина РФ от 05.10.1993 N 112, согласно пункту 5 которого возмещение расходов предприятий, организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, производится за счет средств местных бюджетов, поскольку при формировании местных бюджетов предусматривается соответствующая дотация, учитывающая эти расходы.
Таким образом, как правомерно указал суд, возмещение указанных расходов осуществляется местными органами власти не за счет собственных средств бюджета муниципального образования, а за счет средств федерального бюджета.
Статьей 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, Постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997, Письмом Минфина РФ N 42н от 23.05.1997, установлен порядок возмещения расходов, связанных с реализацией Закона, за счет средств субъектов РФ с последующей компенсацией из федерального бюджета в пределах, предусмотренных на это в федеральном бюджете на соответствующий год.
Порядок финансирования реализации рассматриваемых законов - за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2003 год, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из вышеназванных нормативных актов с учетом норм Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетного кодекса РФ, а также Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как установлено судом, в 2003 году из Фонда компенсаций бюджету Приморского края на исполнение названных законов поступило 334859 руб., которые в полном объеме переданы через муниципальные образования предприятиям, оказавшим коммунальные услуги. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не имеется. Вместе с тем объем переданных средств не покрывает расходы предприятий по предоставлению льгот, установленных названными законами.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом, обоснованно, при установленных обстоятельствах и в силу вышеназванных актов, освобожден от ответственности субъект РФ, а также муниципальное образование - на основании ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", ФЗ N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10776/04 7-254 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 апреля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/890
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании