Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/887
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Эгамбериева Л.С. - юрисконсульт по доверенности N 360 от 27.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 26.11.2004 по делу N А51-11076/2004 13-239 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 465530 руб. 04 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 14.05.2005.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице его филиала "Дальневосточная железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Восточный порт" о взыскании 465530 руб. 04 коп., составляющих плату за пользование вагонами согласно ст. 39 УЖТ РФ.
Решением от 26.11.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение от 26.11.2004 как несоответствующее нормам права. По мнению заявителя, суд не принимая в качестве доказательств акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, не исследовал вопрос о том, имел ли место фактический простой вагонов по причинам, указанным в актах общей формы - неприема вагонов угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "А". Полагает, что составление ведомостей на подачу и уборку вагонов при станционном простое не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Восточный порт", не согласившись с приведенными доводами, просило оставить ее без удовлетворения. Пояснило, что представленные истцом документы не могут приниматься в качестве доказательств, поскольку составлены с нарушением установленных правил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал позиции, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Восточный порт" в заседание суда кассационной инстанции не явился, при этом о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в августе, сентябре 2003 года истцом на основании актов общей формы за NN 633128-633134, 633141-633143, 633145-633147, 633151-633155, 633164-633169, 633171, 633172, 633183-633185, 633187,632984 (всего 31 акт), ведомостей подачи и уборки вагонов за NN 903006-903012, 903019-903024, 903026-903030, 903033-903038, 903040, 903041, 903043-903046, 903091 (всего 31 ведомость) ответчику начислена плата за пользование вагонами за время их простоя на станции назначения по неприему получателем груза по причине неприема вагонов угольным комплексом, ввиду ремонтных работ по оси "А"; выставлена счет-фактура от 19.03.2004 N 43 на сумму 465530 руб. 04 коп.
Неоплата ОАО "Восточный порт" предъявленной ко взысканию платы послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей общего пользования (вступили в силу 30.06.2003) при задержке вагонов на станции в ожидании подачи их на путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов транспортом, в котором указывается причина задержки в подачи вагонов, количества всех задержанных вагонов, время начала и окончания задержки вагонов и другие сведения, предусмотренные вышеназванными Правилами.
Разделом 2 Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 03.12.2000 N 243, зарегистрированных в Минюсте России 14.03.2001 N 2608 (действовавших в спорный период) предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного пути удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров.
В материалах дела представлены по 2 экземпляра актов общей формы за NNNN 633128-633134, 633141-633143, 633145-633147, 633151-633155, 633164-633169, 633171, 633172, 633183-633185, 633187,632984 (всего 31 акт), в которых перечислены вагоны, прибывшие в адрес ОАО "Восточный порт" с указанием их номеров. Причиной задержки значится: "неприем вагонов угольным комплексом ввиду ремонтных работ по оси "А", указано время начала задержки.
Между тем сведения о времени окончания задержки, которые, как указано выше, являются обязательными при составлении актов общей формы для удостоверения факта задержки вагонов, в аналогичных актах не идентичны. В экземплярах актов общей формы, представленных истцом, время окончания задержки вагонов указано, между тем в аналогичных экземплярах, представленных ответчиком такое время отсутствует.
Все вышеназванные акты фактического времени задержки вагонов не содержат.
Как следует из счета-фактуры от 19.03.2004 N 43, расчета исковых требований основанием начисления платы за пользование вагонов указаны ведомости подачи и уборки вагонов за NN 903006-903012, 903019-903024, 903026-903030, 903033-903038, 903040, 903041, 903043-903046, 903091. В деле представлены указанные ведомости, в которых отражена лишь плата за пользование вагонами с указанием вышеназванных актов общей формы, тарифа и расчетного времени. Между тем каким образом произведен расчет времени, неизвестно, как и неизвестно время фактического окончания задержки вагонов.
При разрешении спора суд первой инстанции, дав правовую оценку представленным актам общей формы, установил, что они не соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию Правилами составления актов.
Судом обоснованно не приняты в качестве доказательств начисления платы за пользование вагонами ведомости подачи и уборки вагонов за NN 903006-903012, 903019-903024, 903026-903030, 903033-903038, 903040, 903041, 903043-903046, 903091, поскольку последние составлены в нарушение параграфа 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности МПС РФ и до фактической подачи их под выгрузку.
Согласно п. 1 названного параграфа Инструкции за время ожидания подачи или приема вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами, для расчета которой составляется ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ). Ведомость составляется на основании памяток форм ГУ-45, ГУ-45 ВЦ и актов общей формы, оформленных за задержку в подаче вагонов, по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев. При этом памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов составляется, в том числе на местах необщего пользования при погрузке или выгрузке вагонов.
По ведомостям формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ рассчитывается итоговая сумма по плате, штрафам и сборам, которая состоит, в том числе, из суммарной платы за пользование вагонами, включенной в ведомость.
Представленные в материалах дела ведомости подачи и уборки вагонов, оформленные при фактической подаче грузополучателю вагонов под выгрузку, судом также правомерно не приняты во внимание, поскольку названные ведомости не содержат сведений о плате за пользование вагонами в период их нахождения на станции назначения.
Таким образом, суд согласно ст. 71 АПК РФ, оценив представленные документы и установив, что порядок составления актов, ведомостей, подтверждающих обстоятельства, связанные с требованием о взыскании платы за пользование вагонами, не соответствуют требованиям, установленным правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В связи с чем правомерно сделал вывод об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих исковые требования.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.11.2004 по делу N А51-11076/2004 13-239 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/887
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании