Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1258
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 09.12.2004, постановление от 21.02.2005 по делу N А51-12772/04 5-263 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к Администрации муниципального образования города Арсеньева, 3-и лица: Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1156236 руб. 65 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 19.05.2005.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Арсеньева, третьим лицам - Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1156236,65 руб. убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг на основании закона РФ от 18.01.1991 N 176-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Определением суда от 14.12.2004 Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда от 09.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания убытков с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 "Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий", предусматривающего предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Считает, что требования истца в заявленном размере не подтверждены надлежащими документами.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков на основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились.
Как установлено судом, истец на основании Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за счет собственных средств предоставил в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате коммунальных услуг.
Невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца в сумме 1156236,65 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Суд при оценке источников финансирования затрат истца правомерно исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", п. 14 постановления Правительства РФ N 419, установивших такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует Федеральному Закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующему до 07.07.2003), предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, относятся к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно статье 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
На основании Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ судом установлено, что в Фонде компенсаций федерального бюджета в рассматриваемый период предусмотрено на финансирование текущих расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", 1798400 тыс. руб. Из указанных средств, полученные Приморским краем в размере 13060 тыс. руб., согласно Закону Приморского края N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год", Закону Приморского края от 08.06.2004 N 115-КЗ, направлены субъектом РФ по муниципальным образованиям, в том числе г. Арсеньеву в сумме 1812,8 тыс. руб., и распределены последними между предприятиями, предоставляющими услуги, пропорционально понесенным расходам.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета Минфином РФ не представлено.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Такое решение соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Доводы заявителя жалобы в части неподтверждения истцом объема предоставленных в спорный период льгот, признаются необоснованными, как противоречащие материалам дела.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.12.2004, постановление от 21.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12772/04 5-263 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1258
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании