Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2005 г. N Ф03-А59/05-1/1158
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 11.02.2005 по делу N А59-2279/04-С16 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г. Южно-Сахалинска к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Администрации г. Южно-Сахалинска, Администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинска, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинска о взыскании 1538742 руб. 68 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г. Южно-Сахалинска (далее - МУП "КЖКХиБ") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Департаменту здравоохранения и социального развития Администрации г. Южно-Сахалинска, Администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинска, Финансовому управлению Администрации муниципального образования "г. Южно-Сахалинск" о взыскании 1538742 руб. 68 коп. выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением в период с января 1997 года по март 2004 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", ФЗ РФ "О ветеранах", ФЗ РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановлением Губернатора Сахалинской области от 10.10.2000 N 422 "О мерах социальной поддержки участников Великой отечественной войны и трудового фронт", Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льют бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", Законом Сахалинской области от 26.12.2001 N 306 "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов Великой отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Постановлением Администрации Сахалинской области от 15.03.02 г. N 33-па.
До вынесения решения в связи с частичным погашением задолженности ответчиками и истечением срока исковой давности истец уменьшил сумму иска до 75719 руб. 85 коп., и адресовал свое требование Министерству финансов РФ.
Решением суда от 11.02.2005 исковое требование в уточненном размере удовлетворено за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.
Кассационная жалоба мотивированна тем, что судом не приняты во внимание положения действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет субъекта РФ, независимо от вида жилищного фонда.
Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали,
Главное финансовое управление Сахалинской области в своем отзыве жалобу отклонило полностью, другие стороны отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалованного судебного акта установлено, что он отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Между Управлением социальной защиты Администрации г. Южно-Сахалинска (далее - Управление) и истцом 01.02.2001, 03.01.2002, 05.01.2004 заключены договоры на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан. МУП "КЖКХиБ" обязалось предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг по установленным нормам, а Управление обязалось возмещать фактически сложившиеся расходы путем перечисления денежных средств на счет истца.
Факты предоставления истцом льгот и наличие задолженности в сумме 75719 руб. 85 коп. в период с мая 2001 года по декабрь 2003 года подтверждаются надлежаще оформленными документами, и ни одной из сторон не оспариваются.
Судом установлено, что указанная сумма долга образовалась в связи с предоставлением истцом льгот гражданам на основании ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", которым установлены льготы и компенсации для инвалидов и ветеранов по оплате коммунальных услуг в виде 50% скидки по тарифам.
Рассматривая дело, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу статьи 10 ФЗ РФ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.
В суде первой инстанции исследованы документы по финансированию муниципального образования и субъекта РФ на указанные нужды и установлено, что до настоящего времени на федеральном уровне органами государственной власти не определен порядок возмещения расходов субъектов федерации и муниципальных образований, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Кроме того, исходя из положений ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" расходы на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" в составе расходов федеральных бюджетов на 2001-2003 годы не утверждались, в том числе не предусматривались они, как отдельный вид расходов, и в составе финансовой помощи из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается выделение средств в бюджет муниципального образования, которое в полном объеме распределило поступившие средства между организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам. Указанные обстоятельства также не оспариваются ни одной из сторон.
Вместе с тем, объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятия на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах".
На основании изложенного, а также исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, статей 125, 1069, 1071 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах", из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Сахалинской области полностью и нецелевое использование этих денежных средств не доказано, сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации и надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.02.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2279/04-С16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2005 г. N Ф03-А59/05-1/1158
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании