Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3575
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ГУ - УПФ РФ по Углегорскому району Сахалинской области - И.В. Азарнина, начальник отдела правового регулирования, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Углегорскому району Сахалинской области, общества с ограниченной ответственностью "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" на решение от 27.01.2004, постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 по делу N А59-3520/03-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Углегорскому району Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" о взыскании 710316,70 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2004 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области (далее - Пенсионный фонд РФ) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" (далее - общество) задолженности по страховым взносам, пени и штрафа в общей сумме 710316,70 руб.
В ходе рассмотрения дела заявитель уменьшил размер требований, просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 2002 год в сумме 462027 руб. 26 коп., пени в сумме 155883 руб. 99 коп., всего 617911 руб. 25 коп.
Решением суда от 27.01.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 462027,26 руб. и пени - 155883,99 руб. Во взыскании штрафа в сумме 92405,45 руб. отказано на том основании, что Закон "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают право органов Пенсионного фонда обращаться в суд с заявлением о взыскании штрафов по решениям налогового органа.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2004 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Пенсионного фонда РФ подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании штрафа отменить, исковые требования удовлетворить полностью.
В обоснование жалобы ссылается на то, что вывод суда об отсутствии полномочий на обращение в арбитражный суд с заявлениями о взыскании штрафов по решениям налогового органа не подтвержден ссылкой на конкретную правовую норму.
ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" также подана кассационная жалоба, в которой общество просит принятые по делу судебные акты в части взыскания недоимки по страховым взносам и пени отменить, ссылаясь на неприменение судом Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 5 НК РФ, регулирующих порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и гарантирующих стабильность условий хозяйствования.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области в судебном заседании поддержала доводы и требования кассационной жалобы.
ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационных жалоб, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя Управления Пенсионного фонда РФ, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области N 05-19/338 от 15.10.2003, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" привлечено к ответственности, в частности, по пункту 2 статьи 27 Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде взыскания штрафа за неуплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии в сумме 92405,45 руб. Кроме того, данным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 462027,26 руб. и пени в сумме 155883,99 руб.
Основанием доначисления страховых взносов, пени и штрафа послужило выявленное при проверке занижение базы для начисления страховых взносов на сумму оплаты труда и разовых выплат водителям в размере 3300196,65 руб. и, как следствие, занижение суммы взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд. Недоимка составила 462027,26 руб.
Общество не оспаривает факт неуплаты страховых взносов в указанной сумме, однако считает, что Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 167-ФЗ от 15.12.2001 не подлежал применению в январе - декабре 2002 года, поскольку общество, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме единого налога. Изменения в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" внесены Федеральным законом N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который вступил в силу 27.08.2002.
Кроме того, общество считает, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 увеличил налоговое бремя по обязательному пенсионному страхованию, поэтому при рассмотрении спора подлежали применению статья 5 НК РФ и Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предоставляющие обществу право применять тот порядок налогообложения, который существовал на момент его регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 3 статьи 9 названного Закона установлено, что финансирование выплат базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисленных в федеральный бюджет, а страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда.
Следовательно, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Таким образом, страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога и, следовательно, не относятся к числу налогов, а являются индивидуальными возмездными платежами.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении N 28-О от 05.02.2004, вывод суда о том, что при рассмотрении данного спора статья 5 НК РФ и Федеральный закон N 88-ФЗ не подлежат применению, правомерен.
Довод общества о том, что, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме единого налога, которые подлежали зачету при начислении недоимки по страховым взносам на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц, также обоснованно не принят судом.
Поскольку в соответствии с абзацем вторым статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в 2002 году в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая Пенсионному фонду во взыскании штрафа за неуплату спорной суммы, суды сослались на то, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают право Пенсионного фонда обращаться в суд с иском о взыскании штрафа на основании решения налогового органа, данный вывод суда является правомерным.
Рассматривая ходатайство ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" об уменьшении размера госпошлины, суд кассационной инстанции считает его подлежащим удовлетворению и в соответствии с п. 4 ст. 102 АПК РФ уменьшает ее размер до 100 руб.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.01.2004, постановление от 05.08.2004 по делу N А59-3520/2003-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 1" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 декабря 2004 г. N Ф03-А59/04-2/3575
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании