Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2981
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области на решение от 23.06.2004 по делу N А04-1466/04-15/87 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАС "Амурэнергосбыт" к Администрации Ромненского района, Финансовому отделу Администрации Ромненского района, третьи лица Финансовый департамент Администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 29114 руб. 46 коп.
Резолютивная часть постановления от 12.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 19.10.2004.
Открытое акционерное общество Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Ромненского района, Финансовому отделу Администрации Ромненского района о взыскании 29114 руб. 46 коп., составляющих задолженность по возмещению выпадающих доходов, образовавшуюся в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии в размере 50% при реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 14.03.2003 N 96-06 за 2003 год в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Определением от 13.04.2004 в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены - Финансовый департамент Администрации Амурской области и Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, которые затем по ходатайству истца, в соответствии со ст. 46 АПК РФ привлечены судом в качестве соответчиков.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, уменьшив сумму иска до 29094 руб. 88 коп., просил ее взыскание произвести за счет средств Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Решением суда от 23.06.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания 29094 руб. 88 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, в части требований к Администрации Ромненского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области в иске истцу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, которое просит отменить принятое по делу решение Арбитражного суда Амурской области как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на исполнение Российской Федерацией своих обязательств предоставлением целевых субвенций бюджету Амурской области в соответствии с ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений, дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и на непредставление в Минфин РФ заявок на изменение финансирования субъекта в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ вопросы социальной защиты населения и их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, то для реализации этих льгот органам исполнительной власти субъекта РФ необходимо ежегодно предусматривать средства в своем бюджете за счет собственных доходов.
При рассмотрении данного спора судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что согласно статье 264 БК РФ исполнение федерального бюджета на соответствующий год завершается 31 декабря. Следовательно, на момент рассмотрения данного дела в суде исполнение федерального бюджета на 2003 год было уже завершено, что исключает возмещение понесенных энергоснабжающей организацией расходов за счет названного бюджета.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установленного судом, ОАО "Амурэнерго" за счет собственных средств в 2003 году в соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение заключенного с Администрацией Ромненского района договора на возмещение выпадающих доходов от 14.03.2003 N 96-06 предоставило гражданам, имеющим согласно названного закона право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 29094 руб. 88 коп., не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Размер предоставленных льгот подтверждается актом сверки истца с отделом социальной защиты населения Администрации Ромненского района и не оспаривается ответчиками.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определено, что возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
В 2003 году в бюджет Амурской области в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 563 поступило, 110320 тыс. рублей субвенций из Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, что соответствует сумме, запланированной на указанные цели в федеральном бюджете. Данные средства, согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год", распределены в бюджеты муниципальных образований области на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе в бюджет Ромненского района - 885,0 тысяч рублей.
Фактические расходы бюджета Амурской области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составили 130925,0 тысяч рублей.
Доказательств нецелевого использования субъектом указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
При этом, ссылка заявителя жалобы о непредставлении субъектом РФ заявок в Минфин РФ на изменение финансирования из Фонда компенсаций не имеет правового значения, поскольку установленный Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 порядок внесения органами исполнительной власти субъекта РФ в Минфин РФ предложений об изменении размеров субвенций предусматривает их изменение в пределах общего объема выделенных субъекту средств.
Поскольку органами государственной власти РФ не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
При этом, разрешая спор, суд обоснованно сослался на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие возмещение убытков, причиненных гражданину либо юридическому лицу неправомерным бездействием государственных органов, поскольку установлено ненадлежащее обеспечение финансовыми средствами исполнения федерального законодательства, установившего льготы рассматриваемым категориям граждан. Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении ст. 1069 ГК РФ судом кассационной инстанции отклоняются.
В связи с чем, доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1466/04-15/87 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2981
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании