Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/623
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Зиятдинов В.А. - генеральный директор, Трегубова Г.А. - юрисконсульт по доверенности N 63 от 01.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белогорскгаз" на решение от 03.11.2004 по делу N А04-4372/04-17/47 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Белогорскгаз" к Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Финансовому управлению Администрации Ромненского района, третьи лица: Администрация Ромненского района Амурской области; Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Амурской области, Управление внутренних дел Амурской области о взыскании 180953 руб. 80 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2005 года.
Открытое акционерное общество "Белогорскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Финансовому управлению Администрации Ромненского района, третьим лицам: Администрации Ромненского района Амурской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Амурской области, Управлению внутренних дел Амурской области, о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных военнослужащим, сотрудникам ОВД, почетным донорам, узникам концлагерей, многодетным семьям, ветеранам труда, инвалидам на общую сумму 180953 руб. 80 коп.
До принятия решения истец уточнил размер исковых требований, уменьшив их до 140261 руб. и просил взыскать:
- с Финансового департамента Администрации Амурской области - 133822 руб. за льготы, предоставленные в январе-декабре 2003 года ветеранам, в январе-июле 2002 года сотрудникам милиции, в январе и марте 2003 года участковым инспекторам, в январе-декабре 2003 года инвалидам, в январе, марте, апреле, июле 2003 года и январе, апреле 2004 года бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей;
- с Министерства финансов РФ - 5992 руб. за льготы, предоставленные военнослужащим в январе-июне 2002 года;
- с Финансового управления Администрации Ромненского района - 447 руб. за льготы, предоставленные многодетным семьям в январе 2004 года.
Решением суда от 01.09.2004 исковые требования удовлетворены частично:
- с Казны РФ в лице Министерства Финансов РФ в возмещение убытков взыскано 5992 руб.;
- с Казны Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области в возмещение убытков взыскано 577 руб., в остальной части в иске к этому лицу отказано по мотиву отсутствия вины субъекта РФ.
В иске к Финансовому управлению Администрации Ромненского района отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по данному делу решения проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе истца.
Обжалуя принятый по делу судебный акт, заявитель просит его отменить и удовлетворить его иск, так как считает, что отказ от взыскания суммы долга с Казны Амурской области противоречит действующему законодательству.
В настоящем судебном заседании представители истца жалобу поддержали, заявив одновременно о погашении долга муниципальным образованием на сумму 27107 руб. 50 коп.
Данное заявление рассмотрено как частичный отказ от кассационной жалобы и удовлетворено на основании статей 49, 282 АПК РФ.
Другие лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принимали, отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалуемого решения установлено, что оно подлежит отмене в части отказа в иске по следующим основаниям.
Исковое требование обосновано предоставлением льгот указанным категориям граждан на основании договоров, заключенных истцом с Администрацией Ромненского района Амурской области от 24.12.2001, 27.12.2002 и 03.02.2004.
Так, в январе-декабре 2003 года истцом отпущен газ ветеранам труда в сумме 397713 руб. (из них оплачено 285311 руб., задолженность составила 112402 руб.).
В январе-июле 2002 года предоставлены льготы сотрудникам милиции в сумме 8132 руб. (из них оплачено 7704 руб., задолженность составила 428 руб.).
В январе и марте 2003 года истец предоставил льготы участковым инспекторам в сумме 430 руб. 50 коп. (из них оплачено 132 руб. 50 коп.), задолженность составила 298 руб., в том числе лицам, проходящим службу в подразделениях, финансируемых из федерального бюджета - 149 руб.
В январе-декабре 2003 года истец предоставил льготы инвалидам в сумме 309016 руб. (из них оплачено 289318 руб., задолженность составила 19668 руб.).
В январе, марте, апреле, июле 2004 года и январе, апреле 2004 года льготы предоставлены бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей в сумме 728 руб. 50 коп. за 2003 год, 298 руб. за 2004 год (компенсация не производилась).
В январе-июне 2002 года по льготным тарифам газ отпущен военнослужащим на общую сумму 5992 руб. (компенсация не производилась).
В январе 2004 года льготы предоставлены многодетным семьям в сумме 447 руб. (компенсация не производилась).
Предоставление указанных льгот в соответствии с требованиями действующего законодательства и наличие задолженности по ним судом установлены и ни одной стороной не оспаривается.
На основании отчетов об исполнении бюджетов Амурской области на 2002, 2003 годы, бюджетов Ромненского района на 2002, 2003, 2004 годы, судом правомерно установлено, что в 2003, 2004 годах средства на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" целевым назначением не поступали, а в части исполнения Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов" Ромненскому району предусмотрено 478 тыс. руб. (исполнено полностью), в 2003 году - 279 тыс. руб. (исполнено 137 тыс. руб.).
В 2003 году на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов" Ромненскому району предусмотрено 885 тыс. руб. (исполнено полностью).
В 2003 году на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Ромненскому району предусмотрено выделение 110320 руб., в 2004 предусмотрено выделение 1347 тыс. руб.
Денежные средства для оплаты льгот несовершеннолетним узникам концлагерей областному бюджету не выделялись, следовательно у субъекта РФ отсутствовали средства для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот указанным категориям льготников.
При таких обстоятельствах в иске к Финансовому управлению Администрации Ромненского района судом обоснованно отказано, поскольку пунктом 2 ст. 49 ФЗ РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Судом правомерно взыскан в пользу истца с Финансового департамента Администрации Амурской области выпадающие доходы в объеме льгот, предоставленным сотрудникам милиции, проходившим службу в подразделениях, финансируемых из областного бюджета в январе-июне 2002 года в сумме 428 руб. и в части взыскания сумм льгот, предоставленных участковому инспектору - 149 руб. на основании ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" и п. 2 ст. 9 Закона Амурской области от 05.07.2001 N 25-03 "Об участковом уполномоченном милиции Амурской области", Постановления Главы Администрации Амурской области от 13.03.2003 N 191, поскольку такая обязанность лежит на субъекте РФ.
В части требований о взыскании льгот, предоставленных ветеранам, сотруднику милиции, проходящему службу в подразделении, финансируемом из федерального бюджета, инвалидам, бывшим узникам концлагерей в иске к Финансовому департаменту Администрации Амурской области правомерно отказано в связи с отсутствием достаточного финансирования из федерального бюджета, поскольку согласно постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 581 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001"О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
Вместе с тем, при вынесении обжалованного судебного акта в данной части судом допущено процессуальное нарушение, так как отказ от взыскания долга в сумме 133096 руб. истцом не заявлен.
Поскольку статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, суду следовало разрешить вопрос о надлежащем ответчике по правилам статей 47, 135 АПК РФ, так как протокольно или отдельным заявлением истца отсутствие согласия последнего на замену ответчика не оформлено.
При таких обстоятельствах, с учетом заявления истца об частичном отказе от кассационной жалобы, иск в оставшейся части подлежит удовлетворению за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Руководствуясь статьями 49, 282, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.11.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-4372/04- 17/47 в части отказа в иске отменить.
Взыскать с Казны РФ в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Белогорскгаз" 105988 руб. 50 коп. основного долга.
В части требования на сумму 27107 руб. 50 коп. производство по кассационной жалобе прекратить.
Арбитражному суду Амурской области в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ произвести поворот исполнения частично отмененного судебного акта и выдать исполнительные листы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 апреля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/623
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании