Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1116
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Сергеева А.Ю. - юрисконсульт по доверенности б/н от 11.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 28.12.2004, постановление от 21.02.2005 по делу N А51-7627/04 5-201 Арбитражного суда Приморского края, по иску Домоуправления N 2 Владивостокской КЭЧ Министерства обороны РФ к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третьему лицу: Управлению социальной защиты населения Администрации г. Владивостока о взыскании 3258851 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2005 года.
Домоуправление N 2 Владивостокской КЭЧ Министерства обороны РФ (далее - КЭЧ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3258851 руб. выпадающих доходов, связанных с предоставлением в период с января 2001 года по декабрь 2003 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах".
Определением Арбитражного суда Приморского края от 10.06.2004 исковые требования по делу N А51-2107/2004 5-106 разъединены в отдельные производства, в связи с чем в рамках настоящего дела рассматривалось требование о взыскании 3258851 руб., составляющих убытки истца, связанные с предоставлением льгот на основании ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица по настоящему делу привлечено Управление социальной защиты населения Администрации г. Владивостока.
До вынесения решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковое требование, предъявив ко взысканию 1486800 руб. 64 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в период с марта 2001 года по декабрь 2003 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам.
Решением суда от 28.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2005, исковое требование в уточненном размере удовлетворено за счет Казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых по делу решения и постановления проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Кассационная жалоба мотивированна тем, что судом не приняты во внимание нормы действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет субъекта РФ, независимо от вида жилищного фонда.
В настоящем заседании представитель истца жалобу отклонил и просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Остальные стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали, отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что они отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с марта 2001 года по декабрь 2003 года льгот в виде 50-ти процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителям муниципального образования г. Владивостока, подпадающим под действие ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в результате чего у КЭЧ возникли расходы в сумме 1486800 руб. 64 коп., которые до настоящего времени не компенсированы.
Факты предоставления льгот гражданам в указанном объеме подтверждаются материалами дела, и ни одной из сторон не оспариваются.
Рассматривая дело, суды пришли к обоснованному выводу о том, что согласно статье 10 ФЗ РФ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.
В судах первой и апелляционной инстанций исследованы документы по финансированию муниципального образования и субъекта РФ на указанные нужды и установлено, что до настоящего времени на федеральном уровне не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Судами исследованы положения ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и установлено, что расходы на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" в составе расходов этих бюджетов на 2001-2003 годы не утверждались.
Кроме того, установлено, что данные расходы в этом периоде не предусмотрены упомянутыми законами и в составе финансовой помощи Приморскому краю из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Между тем, статьей 31 Закона Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год" предусмотрена передача муниципальным образованиям Приморского края материальных и финансовых средств по выполнению ими государственных полномочий на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" в части оплаты жилья и коммунальных услуг, а также установлено, что финансирование расходов по выполнению муниципальными образованиями Приморского края, переданных им отдельных полномочий производится в пределах средств субвенций, передаваемых бюджетам муниципальных образований Приморского края.
В соответствии с Приложением N 7 к указанному Закону субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных образований Приморского края на реализацию государственных полномочий в части компенсации льгот, предоставляемых ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, выделены Администрации г. Владивостока в сумме 78839 тыс. руб., что, исходя из Приложения N 5 к Закону Приморского края от 29.05.2002 N 231-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2001 год", составляет 100% от запланированных на эти цели данным субъектом РФ расходов.
Согласно Закона Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" (Приложение N 5) из краевого бюджета в возмещение расходов бюджету муниципального образования г. Владивостока выделены денежные средства в сумме 84751 тыс. руб. на реализацию соответствующих государственных полномочий, то есть 100% от запланированных показателей.
В соответствии с Законом Приморского края от 21.01.2003 N 31-КЗ "О краевом бюджете на 2003 год" в бюджет муниципального образования г. Владивостока запланировано из краевого бюджета возмещение спорных расходов в сумме 96562 тыс. руб., фактически профинансировано 88516 тыс. руб., однако недофинансирование явилось следствием неисполнения доходной части краевого бюджета в 2003 году.
Материалами дела подтверждается поступление всех этих средств в бюджет муниципального образования г. Владивостока, которое в полном объеме их распределило между организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, пропорционально понесенным расходам. Указанные обстоятельства также не оспариваются ни одной из сторон.
Вместе с тем, объем средств краевого бюджета не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах".
На основании изложенного, а также, исходя из ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, статей 125,1069, 1071 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах", из федерального бюджета в спорный период не выделялись, полученные из бюджета субъекта РФ денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью и нецелевое использование этих денежных средств не доказано, сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации и надлежащим ответчиком является Министерство финансов РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.12.2004, постановление от 21.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7627/04 5-201 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1116
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании