Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июня 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1532
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области на решение от 14.01.2005 по делу N А04-4323/04-15/158 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амургаз" к Администрации Тамбовского района о взыскании 145739,18 руб.
Резолютивная часть постановления от 07.06.2005. Полный текст постановления изготовлен 14.06.2005.
Открытое акционерное общество "Амургаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Тамбовского района о взыскании 145739 руб. убытков, возникших в связи с предоставлению населению области льгот по оплате за газ, установленных федеральными закона.
Определением суда от 16.08.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
В процессе рассмотрения спора судом по ходатайствам истца неоднократно изменялось процессуальное положение лиц, участвующих в деле, в конечном результате Министерство финансов РФ и Финансовый департамент Администрации Амурской области привлечены ответчиками по делу; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Финансово управление администрации муниципального образования Тамбовского района Амурской области, Администрация муниципального образования Тамбовского района Амурской области, УВД Амурской области.
До принятия решения по делу истец на основании ст. 46 АПК РФ уменьшил размер исковых требований в связи с частичным возмещением ему расходов и в результате неоднократного уточнения иска просил взыскать 142726,98 руб., составляющих расходы по предоставлению льгот, установленных Законом Амурской области N 25-ОЗ от 05.07.2001 "Об участковом уполномоченном милиции Амурской области", Законом РФ "О милиции" за период 2002 года, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" за период 2003 года, Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением суда от 14.01.2005 требования истца удовлетворены в заявленном размере путем взыскания в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 141613,28 руб. убытков за предоставленные льготы гражданам на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"; 186,33 руб. - убытков, связанных с реализацией льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов". С Финансового департамента администрации Амурской области в пользу истца взыскано 927,37 руб. убытков, возникших в связи реализацией льгот, установленных Законом Амурской области "Об участковом уполномоченном милиции Амурской области".
Законность решения суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, которое просит его отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что возложение обязанности 100-процентного финансирования льгот для инвалидов на Российскую Федерацию противоречит требованиям Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ.
По его мнению, суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.
Обращает внимание на то, что истец не указал, а суд - не исследовал, какие конкретно властно-административные действия и каких государственных органов причинили вред истцу.
ОАО "Амургаз" в представленном отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Как следует из материалов дела, ОАО "Амургаз" в период 2002-2003 гг. за счет собственных средств в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы" и во исполнение заключенных с администрацией Тамбовского района договоров от 01.01.20902 N 3 и от 01.01.2003 N 2 предоставило гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате за газ.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 145793,18 руб., не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Суд, при рассмотрении спора в части взыскания расходов истца, связанных с предоставлением в 2003 году льгот инвалидам правомерно исходил из ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть полномочия РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам. Согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом судом установлено, что средства, переданные из федерального бюджета Амурской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг во исполнение Постановления Правительства РФ от 10.02.2003 N 85 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установившего порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию, в том числе, ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (имеющий место и в рассматриваемый период), полностью распределены субъектом между органами местного самоуправления. В том числе, бюджету Тамбовского района передано в виде субвенций и в виде субсидий 2344 тыс. руб. и 949 тыс. руб. соответственно, которые использованы последним по целевому назначению.
Удовлетворяя исковые требования в части, связанной с исполнением Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Арбитражный суд Амурской области правомерно сослался также на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Взыскание расходов истца по рассматриваемым законам за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных на эти цели средств.
Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию установленных федеральными законами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002, 2003 годы без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Судом также правомерно, с учетом вышеназванных нормативно-правовых актов, устанавливающих общие принципы раздела полномочий органов государственной власти, органов самоуправления и пределы их ответственности, решен вопрос о взыскании с субъекта РФ льгот, гарантированных Законом Амурской области N 25-03 от 05.07.2001 "Об участковом уполномоченном милиции Амурской области".
Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.01.2005 Арбитражного суда Амурской области по. делу N А04-4323/04-15/158 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1532
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании