Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/992
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - юрисконсульт по доверенности N 1 от 10.01.2005, от ответчика: Минфин Хаб. кр. - гл. спец-т юрид. отдела по доверенности N 19-11/2600 от 31.12.2004 - Колотыгина З.А., Минфин РФ - нач. юрид. отдела по доверенности б/н от 27.01.2005 - Хальчицкий А.С., Финансовый департамент администрации г. Хабаровска - гл. специалист по доверенности N 04-02/2420 от 28.12.2004 - Трунова Е.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 26.10.2004, постановление от 12.01.2005 по делу N А73-6822/2004-33 (А/И-1/1481/04-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, 3-е лицо: Минфин РФ о взыскании 62089951,74 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2005 года. Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" г. Хабаровска обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 33081954 руб. 74 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в период с 2003 года населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ.
До принятия по делу решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 22081951 руб.
Решением от 26.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2005, исковые требования МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в сумме 33081954 руб. 74 коп.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального Закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ и федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что ст. 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", введенного в действие с 01.07.2003, с учетом положений абз. 4 ст. 7 и п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств местного бюджета и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъекта РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной год.
Считает, что федеральный и краевой бюджет обязательства по оказанию финансовой помощи в 2003 году местному бюджету по возмещению затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам, исполнили. Из федерального бюджета г. Хабаровску выделено - 71998 тыс. руб. и из краевого бюджета - 164198,3 руб.
Обращает внимание на то, что в целом в законе о краевом бюджете на 2003 год денежных средств запланировано в достаточном количестве, но ввиду того, что органы местного самоуправления неоднократно повышали ставки на жилищно-коммунальные услуги, то последних не хватило для компенсации расходов по субсидиям.
Представители истца, Минфина РФ, финансового департамента администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в период 2003 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставляло субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям, проживающим в г. Хабаровске.
Ввиду отказа ответчиками компенсировать выпадающие доходы в полной сумме предоставленных указанным категориям граждан субсидий за этот период, истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 (введенного Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальным услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Указанная норма, введена в действие тогда, когда органами управления муниципального образования, органами власти субъекта федерации и федеральными органами сформирован и утвержден бюджет на 2003 год.
Статья 132 Конституции РФ и ст. 28 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
ФЗ "О бюджете на 2003 год" и Закон Хабаровского края о бюджете на этот же год приняты без учета ст. 15.4 Закона РФ "Об основах жилищной политики" в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179, то есть уровень дотаций на выплату субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, определен исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта и соответствия расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ.
Поэтому следует согласиться с выводами Арбитражного суда Хабаровского края относительно возложения на бюджет Хабаровского края обязанностей по возмещению истцу убытков, связанных с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году.
Суд, на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", правомерно освободил от ответственности по иску финдепартамент администрации г. Хабаровска, поскольку ответственность последнего за осуществление государственных полномочий, переданных на его уровень власти, ограничена пределами, в которых он обеспечен соответствующими средствами.
Как следует из приложения N 5 к Закону Хабаровского края на 2003 год" в составе расходной части краевого бюджета Хабаровского края предусмотрены денежные средства на возмещение бюджету г. Хабаровска расходов на финансирование компенсаций (субсидий) по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 64000000 руб. В бюджет города передано 34992000 руб., остальная сумма 29008000 руб. зачтена Минфином Хабаровского края в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, полученным в течение 2003 года, на покрытие временных кассовых разрывов, образовавшихся при исполнении бюджета муниципального образования г. Хабаровска. Указанный зачет произведен в нарушение п. 31 Закона Хабаровского края от 30.12.2002 N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год".
Поступившие денежные средства в бюджет г. Хабаровска на финансирование субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг израсходованы по целевому назначению.
Довод, изложенный Минфином Хабаровского края в кассационной жалобе по поводу повышения ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги постановлениями Мэра г. Хабаровска в большем размере, чем установлены федеральным законодательством, что повлекло увеличение бюджетных ассигнований на компенсацию субсидий, не может служить основанием для освобождения Минфина Хабаровского края от ответственности, по иску, поскольку действия администрации г. Хабаровска о пересмотре тарифов на жилищно-коммунальные услуги не могут являться препятствием исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ возложенных на них федеральными законами обязанностей.
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Хабаровского края в соответствии с нормами процессуального и материального права, поэтому оснований к отмене их не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.10.2004 и постановление от 12.01.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-6822/2004-33 (АИ-1/1481/04-42) оставить - без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-1/992
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании