Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1164
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 29.11.2005, постановление от 27.01.2005 по делу N А51-2585/2004 7-71 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыта" к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток, третье лицо: УЖКХ администрации МО г. Владивосток о взыскании 385241,23 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток о взыскании 353324,87 руб., составляющих убытки от предоставления отдельной категории граждан по оплате электроэнергии за период с марта 2001 года по декабрь 2002 года в соответствии с Указом Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Владивосток.
До вынесения решения истец увеличил исковые требования до 385241,23 руб., в связи с произведенной по требованию суда с Отделом субсидий и льгот администрации г. Владивостока сверкой сведений о начислениях льгот.
Решением от 29.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2005 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, поскольку субъекту Федерации не были выделены из федерального бюджета средства для компенсации льгот, предоставленных малообеспеченным семьям по оплате электроэнергии. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с Письмом Министерства финансов РФ и Министерством социальной защиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" источником возмещения расходов определен бюджет субъекта Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в 2001-2002 годах ОАО "Дальэнерго" предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Поскольку понесенные ОАО "Дальэнерго" расходы не были компенсированы Администрацией г. Владивостока, общество обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу, и изданному во исполнение Письма Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 29.06.1992 NN 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2), источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, названы средства местных бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вероятно имеется в виду постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 26, 29 июня 1992 г. N 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Однако Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 указанный пункт 2 Письма от 29.06.1992 признан недействующим, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о возмещении убытков за счет средств местного бюджета являются необоснованными.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта Федерации, в силу статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Министерством финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не запланированы и Приморскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с изложенным убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.11.2004, постановление апелляционной инстанции от 27.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2585/2004 7-71 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1164
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании