Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1434
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 06.12.2004, постановление от 08.02.2005 по делу N А51-1931/2004 13-256 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Уссурийск-Водоканал" к администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, 3-е лицо: финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 285908 руб. 57 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2005 года Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Уссурийск-Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 207114 руб. 34 коп. (с учетом уточненных требований), составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением инвалидам льгот по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в течение 2002 года.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено финансовое управление администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район.
Решением суда от 06.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Кроме того, ссылается на то, что в соответствии со ст. 158 БК РФ распределение средств федерального бюджета осуществляется через главных распорядителей, которые в случае их недостаточности вправе заявлять об увеличении лимитов бюджетных обязательств в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Между МУП "Уссурийск-Водоканал" и администрацией МО г. Уссурийска и Уссурийского района 01.01.2002 заключен договор, в соответствии с условиями которого администрация приняла на себя обязательство компенсировать оплату услуг водоснабжения и водоотведения, предоставленных учреждением, гражданам, подпадающим под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по тарифу 50% от утвержденных в пределах норм потребления на одного человека, по мере поступления средств из краевого бюджета.
В течение 2002 года МУП "Уссурийск-Водоканал" в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам, проживающим в жилом фонде муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, льготы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 285908 рублей 57 копеек, истцом предъявлен настоящий иск.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно пункту 16 постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установлено Министерство финансов РФ.
Статьей 24 Закона Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" предусмотрено распределение средств, поступающих из Фонда компенсаций, на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 160752 тыс. руб., в том числе МО г. Уссурийск и Уссурийский район - 6487 тыс. руб. Из указанной суммы на оплату жилищно-коммунальных услуг МО г. Уссурийск и Уссурийский район передано 4389 тыс. руб. Муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийский район денежные средства получены и распределены по целевому назначению на основании Закона Приморского края "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" и отчета по расходам на оплату жилищно-коммунальных услуг, представленных в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами в полном объеме для реализации Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Уссурийска и Уссурийского района, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно статьям 16, 1069 ГК РФ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.12.2004 и постановление от 08.02.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1931/04 13-256 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1434
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании