Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: войсковой части 02492 Министерства обороны Российской Федерации - Андреев В.А. - представитель по доверенности N 855 от 14.09.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу войсковой части N 02492 Министерства обороны Российской Федерации на постановление от 30.11.2004, по делу N А04-4009/04-25/597 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению войсковой части 02492 Министерства обороны Российской Федерации к контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Амурской области о признании незаконным и отмене постановления N 23-01-14/94 от 08.07.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2005 г.
Войсковая часть 02492 Министерства обороны Российской Федерации (далее - войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным и отмене постановления контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Амурской области (далее - КРУ) от 08.07.2004 N 23-01-14/94 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.10.2004 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что, фактически, нецелевое использование бюджетных средств допущено войсковой частью в сумме 639590,52 руб., а не в сумме 1560325 руб., как установлено КРУ, но при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, суд, с учетом конкретных обстоятельств его совершения и требований статьи 2.9 настоящего Кодекса, пришел к выводу о малозначительности правонарушения, так как отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2004 решение суда первой инстанции отменено в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается нецелевое использование войсковой частью бюджетных средств в сумме 1334018,30 руб., поэтому она правомерно привлечена к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ. Вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения признан несостоятельным.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе войсковой части, поддержанной ее представителем в судебном заседании, которая просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.
КРУ в отзыве на жалобу просит оставить жалобу без удовлетворения, считая правомерным привлечение войсковой части к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств. Одновременно КРУ указывает на то, что данное правонарушение является длящимся, в связи с чем двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять не со дня совершения правонарушения, которое имело место быть в 2003 году, а со дня его обнаружения.
КРУ, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя войсковой части, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, контрольно-ревизионным управлением проведена плановая ревизия использования бюджетных и внебюджетных средств в войсковой части 02492 за 2003 год, о чем составлен акт от 23.06.2004. В ходе проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 5991287 руб., которое выразилось в перераспределении 1397657 руб. по кодам экономической классификации без согласования с вышестоящей организацией и управлением федерального казначейства, в начислении и излишней выплате районного коэффициента в сумме 3682108 руб. к заработной плате гражданского персонала и денежному довольствию военнослужащих и перечислении отчислений во внебюджетные фонды в сумме 127440 руб. с излишне выплаченного районного коэффициента; в выплате заработной платы в полном объеме женщинам при 36-часовой рабочей неделе в сумме 511360 руб. и перечислении отчислений во внебюджетные фонда с данной зарплаты в сумме 183067 руб.; в выплате денежного довольствия за 2004 год за счет текущего финансирования в сумме 51942 руб.; в выплате денежной компенсации взамен вещевого имущества в сумме 37182 руб.; в оплате расходов, не связанных с проездом в отпуск, в сумме 531 руб.
Указанные обстоятельства нашли отражение в протоколе об административном правонарушении N 80/1 от 23.06.2004.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении контрольно-ревизионным управлением 08.07.2004 принято постановление N 23-01-14/94, которым войсковая часть 02492 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и наложен административный штраф в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб.
При этом КРУ пришло к выводу, что сумма нецелевого использования бюджетных средств составляет 1560325 руб., так как несанкционированное перераспределение бюджетных средств в сумме 621414 руб. произведено в состоянии крайней необходимости, поскольку данная сумма выплачена в качестве выходного пособия военнослужащим при увольнении, а также отсутствует вина войсковой части в выплате районного коэффициента сверх установленных размеров в сумме 3809548 руб., с учетом отчислений во внебюджетные фонды (5991287 руб. - 621414 руб. - 3809548 руб. = 1560325 руб.).
Войсковая часть не согласилась с названным постановлением и оспорила его в арбитражный суд, обе инстанции которого пришли к обоснованному выводу о том, что денежные средства в сумме 226307,48 руб., составляющие выходное пособие военнослужащих при увольнении, выплачены в состоянии крайней необходимости, поэтому они не должны учитываться при привлечении войсковой части к административной ответственности.
В остальном суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нецелевого использования войсковой частью бюджетных средств в сумме 1334017,52 руб. (1560325 руб. - 226307,48 руб. = 1334017,52 руб., апелляционной инстанцией ошибочно указана сумма 1334018,30 руб.), в связи с чем войсковая часть правомерно привлечена к административной ответственности, а размер денежных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, не может свидетельствовать о малозначительности допущенного правонарушения.
При этом обеими судебными инстанциями не учтено, что оспариваемое постановление вынесено контрольно-ревизионным управлением с нарушением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Состав административного правонарушения, установленный статьей 15.14 КоАП РФ, заключается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Из изложенного следует, что срок давности привлечения к административной ответственности по указанной норме права следует исчислять с даты фактического осуществления действий по направлению бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Судом установлено нецелевое использование войсковой частью бюджетных средств в 2003 году, следовательно, постановление о привлечении его к административной ответственности могло быть вынесено не позднее 29.02.2004, фактически же оно вынесено 08.07.2004, то есть за пределами срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку арбитражным судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, то принятые им судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения о признании обжалуемого постановления КРУ незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.10.2004, постановление апелляционной инстанции от 30.11.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-4009/04-25/597 отменить.
Постановление контрольно-ревизионного управления Минфина Российской Федерации в Амурской области от 08.07.2004 N 23-01-14/94 о привлечении войсковой части 02492, находящейся по адресу: 676862, г. Белогорск Амурской области, к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2005 г. N Ф03-А04/05-2/521 "В силу ст. 4.5 КоАП РФ (ч. 1) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2005 г., N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании