Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1569
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 07.12.2004, постановление от 15.02.2005 по делу N А73-7732/2004-27 (АИ-1/48/05-42) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровская ТЭЦ-3 к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, администрации г. Хабаровска в лице финансового департамента о взыскании 45648 руб. 88 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2005 года Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" Хабаровская ТЭЦ-3 обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, администрации г. Хабаровска в лице финансового департамента о взыскании 45648 руб. 88 коп. убытков от предоставления в 2001, 2002, 2003 годах (с учетом уточненных требований) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 07.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить, как незаконные и материалы дела направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, неправомерно возложил на него ответственность, поскольку п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Также указывает на то, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2001, 2002, 2003 годы.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, истец в период с августа 2001 по 2003 год предоставлял жилищно-коммунальные услуги гражданам (ветеранам труда, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей), проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, представленных ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Подпунктом 2 ст. 10 указанного Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетом субъекта РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы на обеспечение отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Статья 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ устанавливает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением федеральных льгот по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного значения.
В силу части 2 ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие передачу бюджету города Хабаровска денежных средств в 2001, 2002 и 2003 годах в полном объеме для компенсации истцу затрат связанных с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому суд обеих инстанций сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возмещения истцу убытков за счет бюджета муниципального образования.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2001 год", "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год" не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" запланированы и переданы Хабаровскому краю из фонда компенсации 81639 тыс. руб. (приложение N 27 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема порядка формирования фонда компенсаций").
Кроме того, судом установлено, что Законами Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2001-2002 года" предусмотрены средства в виде 15% от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края на реализацию ФЗ "О ветеранах", которые были полностью распределены в бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем объем переданных средств не удовлетворил потребность муниципального образования г. Хабаровска в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств и о передаче из федерального бюджета не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах, представленных на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2001, 2002, 2003 годах не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2004 и постановление от 15.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-77 32/2004-27 (АИ-1/48/2005-42) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1569
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании