Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1275
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Департамента финансов Приморского края - консультант по доверенности N 45/01-06 от 05.08.2002 - Козлова О.А., Администрация Приморского края - консультант по доверенности N 11-28/4199 от 02.09.2004 - Козлова О.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 02.09.2004, постановление от 25.01.2005 по делу N А51-6162/2004 7-172 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальнегорская электросеть" к Администрации МО г. Дальнегорска, Финансовому управлению г. Дальнегорска, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е лицо: МУ "Жилищные субсидии" МО г. Дальнегорск о взыскании 5590338,44 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 31.05.2005.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.05.2005 до 14 часов 00 минут.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальнегорская электросеть" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации муниципального образования г. Дальнегорска, Финансовому управлению администрации муниципального образования г. Дальнегорска, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 5590338 руб. 44 коп., составляющих субсидии, предоставленные гражданам при оплате за электроэнергию за период с ноября 2003 года по март 2004 год.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора судом привлечено муниципальное учреждение "Жилищные субсидии" МО г. Дальнегорска.
Решением от 02.09.2004 исковые требования истца удовлетворены частично. В пользу истца взысканы убытки в сумме 2153508 руб. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ и с казны МО г. Дальнегорска - 35280руб.
В остальной части иска отказано со ссылкой на статьи 5 и 12 Бюджетного кодекса РФ, так как бюджетные обязательства должны исполняться в течение календарного года, по истечении которого истец вправе обратиться с иском в суд, в то время как истец обратился с иском за взысканием убытков до окончания финансового года.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.01.2005 решение в части взыскания 2153508 руб. отменено и ущерб в указанном размере взыскан с казны Приморского края.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Департамента финансов администрации Приморского края, в которой заявитель просит отменить постановление апелляционной инстанции, считая, что оно принято с нарушением материальных норм, без учета Постановления Правительства N 179, устанавливающего размер уровня дотаций из федерального бюджета, а также обстоятельств, свидетельствующих о перечислении из краевого бюджета дотаций, начисленных муниципальному образованию в полном объеме.
В судебном заседании представитель Департамента финансов администрации Приморского края поддержала доводы, изложенные в жалобе, и просила постановление суда отменить.
Другие участники судебного процесса, несмотря на надлежащее извещение, в заседание суда не явились.
Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю в своем отзыве с жалобой не согласился и просил судебный акт оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, ОАО "Дальнегорская электросеть" с ноября 2003 года по март 2004 года на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" предоставило населению г. Дальнегорска льготы по оплате за электроэнергию с учетом субсидий, в результате чего у истца образовались убытки в сумме 5590338 руб. 44коп.
Рассматривая вопрос о возмещении истцу убытков, первая инстанция Арбитражного суда Приморского края пришла к выводу, что ответственность за исполнение ФЗ "Об основах жилищной политики", постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" должна перед истцом нести казна РФ на основании ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, так как согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" администрация МО г. Дальнегорска несет ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными финансовыми средствами.
Департамент финансов администрации Приморского края был освобожден от ответственности ввиду того, что муниципальному образованию г. Дальнегорск финансовые средства по субсидиям выделены в полном объеме.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции и сумму 2153508 руб. взыскала с казны Приморского края, указав, что в указанной сумме денежные средства муниципальному образованию не передавались.
Вместе с тем, обе инстанции приняли судебные акты без учета имеющихся в деле документов.
Статья 15.4 Закона РФ "Об основах жилищной политики" и ст. 1 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 предусматривают возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Во исполнение указанных нормативных актов из федерального бюджета в 2003 году передано Приморскому краю 299237,7 тыс. руб., что составляет 20,6% и в 2004 году - 323204 тыс. руб. или 22,9%, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.04.2004 N 150).
В целях реализации на территории Приморского края программы предоставления адресных субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг губернатором Приморского края принято постановление от 28.01.2002 N 53 "О порядке финансирования и распределения средств, направленных из краевого бюджета на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с компенсацией затрат в связи с предоставлением населению адресных субсидий, осуществляется Департаментом финансов администрации Приморского края.
Определение размера денежных средств, необходимых для предоставления населению субсидий, осуществляется муниципальными образованиями.
В период с декабря 2002 по ноябрь 2003 муниципальным образованием г. Дальнегорска начислено субсидий на сумму 155100,99 тыс. руб., профинансировано субъектом РФ - 134233,50 тыс. руб., недофинансировано - 20867,49 тыс. руб.
За декабрь 2003 по март 2004 начислено субсидий 10660080 тыс. руб., эта же сумма передана из бюджета края муниципальному образованию.
Департамент финансов администрации Приморского края считает, что в полном объеме передал муниципальному образованию денежные средства и что недофинансированная сумма в 2003 году 20867,49 тыс. руб. передана МО г. Дальнегорска в 2004 году. Вместе с тем, документы в подтверждение этого обстоятельства в деле отсутствуют.
Кроме того, из письма администрации МО г. Дальнегорска от 14.04.2004 N 292-77 (л.д. 15, т. 1) следует, что часть средств на погашение субсидий муниципальному образованию из краевого бюджета в 2003 году передавалась на основании распоряжения Губернатора края от 23.01.2004 N 38-р, N 83-р от 19.02.2004, N 149 от 22.03.2004 путем взаимозачета, который производился МО г. Дальнегорска и КГУП "Примтеплоэнерго", в результате которого образовалась задолженность перед муниципальным образованием в сумме 7585,7 тыс. руб.
Судом не выяснено, была ли она возмещена субъектом РФ муниципальному образованию, и не является ли это одной из причин образования долга перед истцом.
Кроме того, не исследован вопрос и в отношении обязательств со стороны федерального бюджета, то есть, полностью ли были переданы запланированные дотации в 2003-2004 годах Приморскому краю из фонда софинансирования социальных расходов.
Также судом первой и апелляционной инстанций необоснованно отказано в рассмотрении исковых требований истца в части заявленных требований о взыскании суммы расходов по субсидиям, осуществленных в 2004 году по мотиву того, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансовые обязательства, взятые соответствующим бюджетом, должны исполняться в течение календарного года и лишь по окончанию его можно решить вопрос об исполнении бюджетных обязательств.
Однако, согласно Положению о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, разработанных на основании действующих нормативных актов, регулирующих порядок оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением главы МО г. Дальнегорска от 11.07.2001 N 471, субсидии назначаются на текущий квартал и предоставляются гражданам ежемесячно. Следовательно у предприятий, предоставивших коммунальные услуги гражданам, ежемесячно возникают убытки в виде уменьшения платежей по лицевому счету, поэтому они вправе в соответствии с нормами гражданского законодательства предъявить требования к лицам, на которых лежит обязанность их возмещения.
Нормы гражданского законодательства и Бюджетного кодекса РФ не содержат ограничения, что предприятие вправе обратиться с исковыми требованиями по возмещению убытков после окончания календарного года, на который выделено финансирование субсидий.
Таким образом, судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края без надлежащей оценки всех обстоятельств по делу, поэтому их следует отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.09.2004 и постановление от 25.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6162/04 7-172 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1275
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании