Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1193
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного, при участии от истца: Е.Г. Литуловская начальник договорно-правового отдела по доверенности от 16.05.2005, В.В. Тихонов юрист по доверенности от 15.02.2005 N 1420, от третьего лица: Администрации г. Свободного - Т.В. Павлова начальник юридического отдела, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 18.02.2005 по делу N А04-9576/04-7/437 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Единый заказчик" г. Свободного к Управлению социальной защиты населения администрации г. Свободного, Финансовому отделу администрации г. Свободного, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, третьи лица: Администрация Амурской области, Администрация г. Свободного о взыскании 29403310,43 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Единый заказчик" г. Свободного обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Свободного, Финансовому отделу администрации г. Свободного, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 29403310,43 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 в соответствии с ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Амурской области, Администрация г. Свободного.
До вынесения решения истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Министерства финансов РФ убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" за 2001 год - 2262641,64 руб., за 2002 год - 6679845,85 руб., за 2003 год - 7025533,42 руб., за 2004 год - 4398434,09 руб.; по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2001 год - 252141,30 руб., за 2002 год - 28974,43 руб., за 2004 год - 8523959,50 руб., всего - 29171530,22 руб.
Решением суда от 18.02.2005 исковые требования удовлетворены частично на сумму 28685453,36 в связи с пропуском истцом срока исковой давности за период с января по октябрь 2001 года, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 18.02.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, поэтому социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, а согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.
Ссылается на пункт 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные расходные полномочия подтверждены Постановлением губернатора Амурской области от 26.01.2004 N 25 "О порядке предоставления и расходования в 2004 году средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах", предусматривающим также и погашение кредиторской задолженности прошлых лет.
Представители МУП "Единый заказчик", Администрации г. Свободного выразили согласие с принятым по делу решением и просили оставить его без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Муниципальное унитарное предприятие "Единый заказчик" во исполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2001-2004 годах предоставило льготы по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 29171530,22 руб.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался указанным законодательством.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Как следует из материалов дела, согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" за счет средств федерального бюджета в виде целевых дотаций на исполнение ФЗ "О ветеранах" из Федерального фонда компенсаций в бюджет Амурской области поступило 111499 тыс. руб., указанная сумма распределена между муниципальными образованиями, что подтверждается Приложением N 4 к Закону Амурской области от 09.01.2001 N 282-ОЗ, в соответствии с которым г. Свободному предусмотрено 8355 тыс. руб.
Как правильно установлено судом, денежные средства из федерального бюджета целевым назначением на реализацию полномочий по исполнению ФЗ "О ветеранах" в 2002, 2003, 2004 годах в бюджет субъекта не выделялись, поскольку Законами о федеральном бюджете на соответствующий год не утверждались.
Вместе с тем, в бюджете Амурской области на 2002, 2003 год средства на частичное возмещение льгот по ФЗ "О ветеранах" утверждались за счет собственных средств (газ, топливо, медикаменты), которых оказалось недостаточно.
При этом, согласно Приложению N 14 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 333684 тыс. руб., в том числе г. Свободному - 21382 тыс. руб., тогда как потребность г. Свободного составила 27105,36 тыс. руб.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в сумме 68682 тыс. руб., в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" выделено субсидий в сумме 72342 тыс. руб.; в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" выделено субсидий в сумме 146901 тыс. руб. и переданы субъекту Федерации - Амурская область.
Согласно Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2001 год" г. Свободному выделено - 5216,04 тыс. руб.; "Об областном бюджете на 2002 год" - 5754 тыс. руб.; "Об областном бюджете на 2004 год" - 5521 тыс. руб.
Судом установлено, что фактическая потребность г. Свободного в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства выделенные из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Свободного, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 28685453,36 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.02.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-9576/04-7/437 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1193
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании