Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1184
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 12.11.2004, постановление от 31.01.2005 по делу N А51-1133/2004 7-47 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыта" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток, третье лицо: УЖКХ администрации МО г. Владивосток о взыскании 13837919,07 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации МО г. Владивосток о взыскании 13837919,07 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии за период с марта 2001 года по декабрь 2002 года в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмете спора, привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г. Владивосток.
До вынесения решения истец уменьшил исковые требования до 13836383 руб., в связи с произведенной по требованию суда с Отделом субсидий и льгот администрации г. Владивостока сверкой сведений о начислениях льгот.
Решением от 12.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005 исковые требования ОАО "Дальэнерго" удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением от 12.11.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005 Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в 2001 году ОАО "Дальэнерго" в лице Владивостокского филиала "Дальэнергосбыт" предоставило 50% льготу по оплате электроэнергии ветеранам на сумму 13836383 руб. на основании ФЗ "О ветеранах".
Ввиду невозмещенния расходов на указанную сумму ОАО "Дальэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством Российской Федерации. Однако Правительством Российской Федерации в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как правильно установлено судом, целевые денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не выделялись, так как указанные расходы не утверждались соответствующим законом о бюджете.
Вместе с тем, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливно-газоснабжающим организациям, управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Согласно Закону Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год" и Закону Приморского края "Об исполнении краевого бюджета на 2001 год" от 29.05.2002 полученные денежные средства переданы муниципальным образованиям Приморского края полностью, в том числе МО г. Владивосток 78839 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г. Владивосток денежных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 13836383 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.11.2004, постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1133/2004 7-47 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 мая 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1184
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании