Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1475
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Минфин РФ - гл. спец-т по доверенности б/н от 22.01.2005 - Бертина Н.В., УФК по Хаб. краю - гл. спец-т по дов. 13-12/12 от 11.01.2005 - Бертина Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 05.11.2004, постановление от 08.02.2005 по делу N А73-4570/2004-26 (АИ-1/54/05-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Государственного учреждения комбината "Молодежный" к Комитету социальной защиты населения администрации Солнечного района, Министерству финансов РФ, 3-е лицо: Министерство финансов Хабаровского края о взыскании 3476 руб. 78 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 07.06.2005.
Государственное учреждение комбинат "Молодежный" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Комитету социальной защиты населения администрации Солнечного района о взыскании 3476 руб. 78 коп., составляющих расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инженеру КИПиА Пухову И.В. в 2003 году, в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 1992 N 431.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением арбитражного суда от 05.11.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2005, истребуемая сумма взыскана в пользу истца с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы тем, что целевое финансирование из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации и истцу на исполнение указанного закона, в нарушение ст. 84, 130 БК РФ, не производилось.
Остальные участники судебного процесса от ответственности по настоящему делу освобождены.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое просит их отменить.
По мнению заявителя, при принятии решений судом неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Кроме того, считает что, расходы истца на предоставление жилищно-коммунальных услуг, не покрываемые квартирной платой граждан, пользующихся федеральной льготой по оплате указанных услуг, не являются убытками, причиненными бездействием Российской Федерацией.
ГУ комбинат "Молодежный" является бюджетным учреждением, созданным Российской Федерацией и финансируемым из федерального бюджета. Существо рассматриваемого спора возникло в рамках правоотношений, связанных с закреплением за учреждением имущества (в том числе денежных средств) собственником, которые в силу субъектного состава правоотношений носят бюджетный характер. Вопрос о предоставлении истцу средств для его деятельности должен решать собственник, Российская Федерация.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ в лице УФК по Хабаровскому краю доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Истец и третье лицо в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как видно из материалов дела, истец (за счет собственных средств) в спорный период при расчетах за жилищно-коммунальные услуги предоставил многодетной семье льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Ввиду отказа в компенсации из соответствующих бюджетов выпадающих доходов в размере предоставленных указанной категории гражданину льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена скидка при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных в нем мер.
Во исполнение настоящего Указа Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ пунктом 2 Письма от 29.06.1992 определили, что финансирование затрат по предоставлению многодетным семьям скидки на плату за пользование коммунальными услугами производится за счет средств местных бюджетов.
26.03.2003 решением Верховного суда РФ N ГКПИ 03-139 пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вероятно имеется в виду постановление Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 26, 29 июня 1992 г. N 51, 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Вместе с тем, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Исходя из указанных норм права, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Поскольку, денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Хабаровского края и не передавались они истцу, как учреждению, финансируемому из федерального бюджета, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом возложена на казну Российской Федерации в лице Минфина.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.11.2004 и постановление от 08.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4570/2004-26 (АИ-1/54/05-44) оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1475
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании