Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июня 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1365
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрист по доверенности б/н от 20.05.2005 - Проценко А.А. от третьего лица: нач. отдела по доверенности 38-01/376 от 13.05.2005 - Шавердин С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Корякского автономного округа на решение от 27.04.2004, постановление от 24.01.2005 по делу N А24-603/03-05 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Администрации Корякского автономного округа к Управлению федерального казначейства МФ РФ по КАО КРУ МФ РФ в Камчатской области, ОАО "Камчатэнерго", РЭК КАО. о признании недействительным Постановления Управления федерального казначейства МФ РФ по Корякскому автономному округу от 24.01.2003 N 1.
Резолютивная часть постановления объявлена 31.05.2005. Полный текст постановления изготовлен 07.06.2005.
Администрация Корякского автономного округа обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов РФ России в Камчатской области и Управлению федерального казначейства МФ России по КАО о признании недействительным постановления Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Корякскому автономному округу о взыскании денежных средств от 24.01.2003 N 1 как несоответствующее ст. 289 Бюджетного кодекса, Постановлению Правительства РФ от 07.06.2000 N 442 и Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 26.04.2001 N 35н.
Решением суда от 27.04.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2005, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд пришел к выводу о том, что целевые субвенции из федерального бюджета в сумме 10429855,07 руб. в 2001 году были использованы Администрацией КАО не по прямому их назначению - на компенсацию тарифов на электроэнергию, в нарушение требований ст. 37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", а также Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 07.06.2000, а поэтому является нецелевым использованием бюджетных средств согласно ст. 289 БК РФ.
В этой связи, оспариваемое заявителем Постановление УФК МФ РФ по КАО N 1 от 24.01.2003 о бесспорном списании с бюджета КАО в доход федерального бюджета 10429855,07 руб. за нецелевое использование федеральных бюджетных средств, признано судом соответствующим закону.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация КАО обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права и в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Оспаривая выводы суда о нецелевом использовании бюджетных средств, Администрация КАО ссылается на выполнение требовании Постановления Правительства РФ от 07.06.2000 N 442, перечислив федеральные средства поставщикам топлива энергоснабжающей организации во исполнение заключенных между ними договоров и актов приема-передачи топлива, (что подтверждается актом проверки КРУ МФ РФ по Камчатской области), в счет оплаты задолженности предприятий округа по электроэнергии, тем самым компенсировала установленный РЭК тариф по электроэнергии.
В заседании суда от 24.05.2005 объявлялся перерыв до 31.05.2005 до 14 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, находит принятые по делу судебные решения недостаточно обоснованными, а потому подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для доисследования и оценки всех имеющих значение обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" N 150-ФЗ от 27.12.2000 Корякскому автономному округу на 2001 год было выделено и получено 12000000 руб. субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию, порядок выделения и расходования которых утверждается Правительством.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых в 2000 году из Федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.06.2000 года N 442 и распространивших свое действие на 2001 год, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют финансирование расходов на компенсацию тарифов на электроэнергию путем перечисления средств акционерным обществам энергетики и электрификации на оплату топлива. Основанием для перечисления указанных средств являются договоры акционерных обществ энергетики и электрификации на оплату топлива. Согласно п. 7 названных Правил средства, полученные соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ на компетенцию тарифов на электроэнергию, учитываются ими при установлении тарифов на электрическую энергию промышленным потребителям, которые ежемесячно осуществляют платежи (погашение задолженности) за полученную электрическую энергию и продукция которых пользуется спросом или имеет приоритетное значение для экономики и социальной сферы соответствующих регионов.
По результатам проверки от 18.12.2002 года КРУ МФ РФ по Камчатской области эффективности использования средств, выделенных Корякскому автономному округу в 2001 году из федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию, установлено, что поступившие средства были распределены соответствующим образом: 8900000 руб. перечислено напрямую фирме-поставщику ООО "Си-Эйджинси" в счет оплаты дизельного топлива, поставленного в 2000 году по договору с ОАО "Камчатэнерго" на дизельную электростанцию ЮЭС в п. Манилы КАО (ДЭС-4) и 3100000 руб. перечислены на счета ОАО "Камчатэнерго", в том числе 1700000 руб. - на погашение задолженности бюджетных организаций за потребленную электроэнергию, 1400000 руб. - для расчетов с поставщиком ООО "Транс Танко Шиппинг" за фактически поставленное по договору топливо в 2001 году.
Выводы суда о том, что указанные перечисления в оплату поставленного топлива произведены в нарушение Постановления Правительства N 442 от 07.06.2000 не соответствуют указанному нормативному акту.
Согласно протокола заседания РЭК КАО от 11.01.2001 года в связи с невозможностью снижения тарифов на электрическую энергию для промышленных предприятий Корякского автономного округа, было решено направить сумму 9000000 руб. за счет целевых субвенций на погашение задолженности предприятий КАО перед ЮЭС ОАО "Камчатскэнерго" по состоянию на 01.01.2001 года, указанных в приложении N 2 к протоколу.
Не признавая использования таким образом средств, выделенных из фонда финансовой поддержки, в счет снижения тарифов на электроэнергию промышленных потребителей, чья продукция пользуется спросом и имеет приоритетное значение для экономики и социальной сферы Корякского автономного округа, КРУ МФ РФ сослалось на то, что указанные в Приложении N 2 к Протоколу РЭК КАО от 11.01.2001 предприятия, которым зачтена задолженность по электроэнергии перед ОАО "Камчатскэнерго" в счет оплаченных его поставщикам топлива средств (8900000, 1400000 руб.), не являются промышленными предприятиями, за исключением МП "Олюторский райпищекомбинат", зачет задолженности которого за электроэнергию на 01.01.2001 в сумме 170144,93 т.руб., признан проверяющим органом правомерным.
Вместе с тем, суд не исследовал и не оценивал правомерность отнесения КРУ остальных организаций к таким потребителям, поскольку ошибочно исходил из незаконности такого зачета в принципе.
Поскольку судом не исследованы и не оценены все имеющие значение для данного спора обстоятельства, то вывод суда о нецелевом использовании ответчиком федеральных бюджетных средств в сумме 10429855 руб. 07 коп. и правомерности применения к нему санкций в виде изъятия этих средств в доход федерального бюджета на основании постановления УФК МФ РФ по Корякскому автономному округу N 1 от 24.01.2003 не достаточно обоснован.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2004 и постановление от 24.01.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-603/03-05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июня 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1365
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании