Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-2/1011
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования - Старцев В.И. представитель по доверенности N 01-2047 от 07.12.2004, от администрации Михайловского района Амурской области - Скатова Г.С. представитель по доверенности N 481 от 25.10.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение от 19.11.2004, постановление от 17.01.2005 по делу N А04-6896/04-9/771 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования к администрации Михайловского района Амурской области, 3-лицо: финотдел администрации Михайловского района о взыскании 13767163,44 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2005 года.
Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Михайловского района Амурской области (далее - администрация), с учетом уточнения, о взыскании 13767163,44 руб., составляющих задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.1995 по 31.12.2003.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен финансовый отдел администрации Михайловского района.
Решением суда от 19.11.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.01.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока давности для взыскания недоимки, образовавшейся за период с 1995 по 2003 годы.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе Фонда, поддержанной его представителем в судебном заседании, который просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что на отношения по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения не распространяются требования налогового законодательства, а именно: направление требования согласно статье 69 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), применение срока давности для обращения в суд за взысканием налога в соответствии со статьей 48 НК РФ.
Администрация Михайловского района в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
Финансовый отдел администрации Михайловского района отзыв на жалобу не представил, участия в судебном заседании не принимал, хотя о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей Фонда и администрации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, Фондом проведена проверка администрации Михайловского района по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в ходе которой установлено, что у плательщика имеется задолженность по платежам в сумме 5172223,91 руб., образовавшаяся за период с 01.01.1995 по 31.12.2003, о чем составлен акт N 1 от 15.01.2004. На указанную сумму недоимки за период с 26.01.1995 по 31.12.2003 начислены пени в сумме 8594939,53 руб. Администрации предложено в добровольном порядке перечислить на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования недоимку и пени в общей сумме 13767163,44 руб.
Неуплата администрацией страховых взносов и соответствующих пеней послужила основанием для обращения Фонда за их взысканием в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении требований Фонда, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Как следует из пунктов 5, 7 Положения, органы исполнительной власти, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения, по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Поскольку Положением и иными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В силу статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Следовательно, Фонд по результатам проверки, проведенной в январе 2004 года, мог взыскать задолженность и пени только за три года, предшествовавшие проверке, а именно: 2003, 2002, 2001 годы, не считая года проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки с физического может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время пункт 3 статьи 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа обратиться в суд с аналогичным требованием к юридическому лицу, не устанавливает срока, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
В связи с этим, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 12 Постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Согласно статье 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которым признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Следует согласиться с судом, расценившим акт проверки от 15.01.2004, содержащий предложение в десятидневный срок перечислить на счет Фонда имеющуюся у администрации недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и соответствующие пени, в качестве требования в соответствии с пунктом 1 статьи 69 НК РФ, поскольку Министерством РФ по налогам и сборам утверждена лишь форма требования об уплате налога, а не взноса.
Материалами дела установлено, что акт проверки от 15.01.2004 вручен плательщику 19.01.2004 со сроком исполнения 10 дней, следовательно, с 29.01.2004 (а не с 25.01.2004, как ошибочно указал суд обеих инстанций) следует исчислять шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием недоимки и пени, который истек 29.07.2004. Фактически Фонд обратился в суд 20.09.2004, то есть за пределами указанного срока.
На основании изложенного, суд правомерно отказал Фонду во взыскании с администрации задолженности по страховым взносам и пеней в сумме 13767163,44 руб. за период с 1995 по 2003 годы, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.11.2004, постановление апелляционной инстанции от 17.01.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6896/04-9/771 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании статьи 19 Федерального закона от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" органы местного самоуправления уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательного медицинского страхования обратился в суд с требованием к районной администрации о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Суды первой и апелляционной инстанций не поддержали позицию заявителя в связи с тем, что им не был соблюден установленный НК РФ порядок взыскания.
В кассационной жалобе фонд отметил, что на отношения по взысканию недоимки по страховым взносам положения налогового законодательства не распространяются.
Как указал федеральный арбитражный суд, согласно п.8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, к которым относится районная администрация, распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Поскольку порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам специальным законодательством не предусмотрен, то следует руководствоваться соответствующими нормами НК РФ.
В то же время в настоящем случае фондом нарушен ряд требований налогового законодательства, в частности, пропущен установленный ст.48 НК РФ срок обращения в суд; нарушено требование ст.87 НК РФ о периоде, который может быть проверен.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу фонда и оставил без изменения принятые по делу судебные акты (решение, постановление апелляционной инстанции).
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2005 г. N Ф03-А04/05-2/1011
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании