Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 июля 2005 г. N Ф03-А37/05-2/742
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Торговый дом МЛВЗ" - Кузькин Г.В., адвокат по доверенности б/н от 12.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области на решение от 25.11.2004 по делу N А37-1282/03-9/7 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "МЛВЗ" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области о признании недействительным решения и предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2005 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Магаданский ликероводочный завод" (далее - ООО "ТД МЛВЗ") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Северо-Восточного территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и перечислении в бюджет 2971589 руб. дохода, полученного в результате нарушений антимонопольного законодательства.
Решением суда от 18.07.2003 заявление общества удовлетворено. Оспариваемые решение и предписание признаны недействительными как принятые с нарушением пункта 3 статьи 6 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), который предусматривает обязательное установление совокупной доли на рынках определенного товара хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих своим положением. Поскольку указанная доля антимонопольным органом не определена, оснований для применения пункта 3 статьи 6 Закона о конкуренции не имелось.
Кроме того, суд сослался на недоказанность наличия соглашений или согласованных действий между ООО "ТД МЛВЗ", ОАО "МЛВЗ" и ОАО "Магаданспиртпром", повлекших недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
В своем решении суд также указал на то, что актом проверки зафиксировано нарушение обществом пункта 1 статьи 6 Закона о конкуренции, в обжалуемых же решении и предписании действия общества квалифицированы по пункту 3 статьи 6 Закона о конкуренции.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.02.2004 решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение как принятое по неполно исследованным обстоятельствам дела.
При новом рассмотрении дела решением суда от 25.11.2004 заявление торгового дома удовлетворено частично. Признано недействительным требование антимонопольного органа о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, со ссылкой на применение ответственности, не действовавшей в проверяемом периоде.
В остальной части отказано.
Требования антимонопольного органа о прекращении нарушений п. 3 ст. 6 Закона о конкуренции (в проверяемом периоде п. 2 ст. 6) в части осуществления согласованных действий с ОАО "Магаданский ликеро-водочный завод" и ОАО "Магаданспиртпром", приведших к установлению и поддержанию дифференцированных торговых надбавок на водку, завозимую из других регионов страны, и водку местного производства; недопущении необоснованного завышения торговой надбавки на завозимую в Магаданскую область водку по сравнению с водкой местного производства, расчете и установлении средней торговой надбавки на реализуемую обществом продукцию без учета транспортных расходов; об учете транспортных расходов дополнительно к установленной средней надбавке, признано судом правомерным, а оспариваемые решение и предписания в этой части законными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На вступившее в законную силу решение суда первой инстанции антимонопольным органом подана кассационная жалоба, в которой он просит принятый по делу судебный акт о признании недействительными решения и предписания в части обязания общества перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства отменить, в удовлетворении заявления ООО "ТД МЛВЗ" отказать полностью.
В обоснование ссылается на то, что в Законе о конкуренции нет определения понятия дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, отсутствует методика расчета дохода. Поэтому, по мнению антимонопольного органа, он вправе применить любую методику расчета, подтвердив ее обоснованность. Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, определен как прибыль и применение Закона о конкуренции в новой редакции не повлияло на величину взыскиваемой суммы.
В судебном заседании представители антимонопольного органа не присутствовали. Письмом от 21.06.2005 N 01-10/723 антимонопольный орган поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "ТД МЛВЗ" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена Северо-Восточного территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом проведена проверка соблюдения ООО "ТД МЛВЗ" антимонопольного законодательства. По акту проверки возбуждено дело по признакам нарушения статьи 6 Закона о конкуренции. Комиссией по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дела было установлено, что ООО "ТД МЛВЗ", занимающее доминирующее положение на вторичном рынке оптовой реализации водки в границах Магаданской области, осуществляло согласованные действия с ОАО "Магаданский ликеро-водочный завод" и ОАО "Магаданспиртпром" по установлению завышенной торговой надбавки на водку, завозимую из других регионов страны и заниженной торговой надбавки на водку местных производителей, которые, считает антимонопольный орган, нарушают п. 3 ст. 6 Закона о конкуренции. Данной нормой (в редакции закона от 09.10.2002) установлен запрет на заключение соглашений или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. При этом положение данного пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%.
Редакцией, действовавшей на момент совершения правонарушения, запрещены и признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
По результатам рассмотрения дела Комиссией вынесено решение от 15.04.2003 и выдано предписание N 28 от 21.04.2003 о прекращении нарушения пункта 3 статьи 6 Закона о конкуренции и перечислении в федеральный бюджет дохода в сумме 2971589 руб., полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Проверяя законность оспариваемого решения и предписания, суд признал имеющим преюдициальное значение вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-375/03-7/9/н/р, которым установлено, что ООО "ТД МЛВЗ" занимает на рынке оптовой реализации водки долю, превышающую 65% и пришел к обоснованному выводу о правомерном применении антимонопольным органом по рассматриваемому делу ст. 6 п. 3 (в проверяемом периоде п. 2 ст. 6) Закона о конкуренции. Суд также признал доказанным факт осуществления обществом согласованных действий с ОАО "Магаданский ликеро-водочный завод" и ОАО "Магаданспиртпром", повлекших ограничение конкуренции.
Вывод суда в этой части также соответствует закону, материалам дела и обществом не оспаривается.
Вместе с тем, признав факт нарушения антимонопольного законодательства доказанным, суд согласился с доводами общества о необоснованности требования о перечислении в Федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, сославшись на применение ответственности не действовавшей в проверяемом периоде.
Довод антимонопольного органа о необоснованности решения суда в этой части, поскольку доход, подлежащий перечислению в бюджет рассчитан фактически как прибыль, не может служить основанием для отмены решения суда в этой части, так как привлечение к ответственности по недействующей норме является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта недействительным и не зависит от того, каким способом определена сумма дохода.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.11.2004 по делу N А37-1282/03-9/7 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2005 г. N Ф03-А37/05-2/742
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании