Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1813
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: от Минфина РФ - Петренко В.А. - зам. начальника юридического отдела (доверенность от 27.01.2005), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 26.11.2004, постановление от 09.02.2005 по делу N А73-10002/2004-35 АИ-1/62/05-43 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1215, 83 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 12.07.2005.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1215, 83 руб. убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в Южном округе г. Хабаровска, в соответствии с Указом президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.
Решением суда от 26.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2005, исковые требования удовлетворены путем взыскания заявленной суммы с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой предлагается их отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что указанная льгота должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта РФ, что соответствует ст. 72, 90 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ.
Обращает внимание на то, что денежные средства на предоставление льготной скидки в оплате коммунальных услуг многодетным семьям в федеральном бюджете на 2003 год не планировались, в связи с чем в силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ иск об истребовании бюджетных средств не может быть удовлетворен.
Считает, что истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков на основании статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" за счет собственных средств в период с 01.01.2003 по 01.12.2003 предоставило многодетным семьям льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на сумму 1215, 83 руб.
Требования истца возникли в связи с невозмещением ему указанных расходов.
Размер понесенных истцом расходов ответчиками не оспаривается.
Подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере, не ниже 30% установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа, Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ письмом от 29.06.1992 за N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
Однако данный пункт разъяснений решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 признан недействительным.
Федеральным Законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий в необходимом объеме.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает, исключительно из федерального бюджета, финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ (действующего до 04.07.2003) арбитражный суд обоснованно указал, что средства на реализацию льгот, установленные Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на 2003 год не планировались и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 15, 16, 1069 ГК РФ. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.11.2004, постановление от 09.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10002/2004-35 (АИ-1/62/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1813
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании