Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области - Гринь С.В., заместитель начальника по доверенности N 2 от 23.05.2005, Титова И.А., специалист первой категории по доверенности N 1 от 01.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области на решение от 14.02.2005 по делу N А24-5604/04-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Федерального государственного унитарного Петропавловск-Камчатского авиапредприятия к Управлению по регулированию тарифов администрации Камчатской области, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Аквариус" о признании недействующим подпункта 5.2 пункта 5 постановления от 27.02.2004 N 5.
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 8 июня 2005 года.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 01.06.2005.
Государственное унитарное Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие (далее - Авиапредприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействующим подпункта 5.2 пункта 5 постановления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области (далее - Управление) от 27.02.2004 N 5, касающегося утверждения тарифов на производство и передачу тепловой энергии ООО "Аквариус" по Малкинскому промысловому участку: добыча и транспортировка по полному циклу 158,29 руб./Гкал (6,18 руб./куб.м - для прочих потребителей).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено - общество с ограниченной ответственностью "Аквариус".
Решением суда от 14.02.2005 требования заявителя удовлетворены и подпункт 5.2 пункта 5 названного выше постановления признан недействующим в виду его несоответствия Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Налоговому кодексу Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом названных выше норм права.
Доводы Управления поддержаны его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, а также ООО "Аквариус" в отзыве на кассационную жалобу.
Авиапредприятие представило отзыв, в котором предлагает оставить решение суда без изменения, находя его законным и обоснованным, кроме того, в письме от 18.05.2005 N 21/3185 просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителей.
Как видно из материалов дела, Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области, руководствуясь Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электричнскую (тепловую), энергию на розничном (потребительском) рынке, 27.02.2004 приняло постановление N 5, пунктом 5 которого утвердило и ввело в действие с 01.03.2004 тарифы на тепловую энергию (термальную воду) по Малкинскому промысловому участку ООО "Аквариус", отпускаемую прочим потребителям в размере (без НДС), (подпункт 5.2 пункта 5) - добыча и транспортировка по полному циклу - 158,29 руб./Гкал (6,18 руб./куб.м), в том числе добыча - 78,14 руб./Гкал (3,05 руб./куб.м) и транспортировка - 80,15 руб./Гкал (3,13 руб./куб.м).
Из анализа положений статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с изменениями и дополнениями) следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставленную электроснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней, определяемых также ежегодно Правительством РФ, до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. При этом вопрос об изменении (пересмотре) регулируемых цен (тарифов) должен рассматриваться не чаще, чем два раза в год с принятием соответствующего решения, а в случае отсутствия основания для пересмотра цен (тарифов) принимается решение о продлении их действия. Указанные решения в силу пункта 5 статьи 23 названного выше Федерального закона "Об электроэнергетике" могут быть оспорены в судебном порядке.
Из содержания постановления от 27.02.2004 N 5, в том числе его пункта 5, следует, что тарифы на производство и передачу тепловой энергии ООО "Аквариус" установлены Управлением по регулированию тарифов администрации Камчатской области на 2004 год, это подтверждается и имеющимися в материалах дела экспертным заключением (л.д. 33-37), расчетом (л.д. 38), сметой (л.д. 39) и другими документами.
Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, действие оспариваемого Авиапредприятием подпункта 5.2 пункта 5 постановления от 27.02.2004 N 5, исходя из смысла перечисленных выше законодательных актов, прекращается по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005, поскольку на следующий финансовый год должно быть принято новое решение об изменении (пересмотре) или продлении тарифа.
Решение о признании постановления Управления от 27.07.2004 N 5 недействующим в оспариваемой части принято 14.02.2005. При этом судом не учтено то, что если до вынесения решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт отменен или его действие прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора перестал существовать.
Указанный вывод содержится и в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (пункт 6).
Таким образом, судом по данному делу неправильно применены нормы процессуального права, поскольку на момент принятия по делу судебного акта отсутствовал предмет спора, поэтому его решение подлежит отмене, а производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 14.02.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-5604/04-08 отменить, производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2005 г. N Ф03-А24/05-2/1092 "Если до вынесения решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт отменен или его действие прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора перестал существовать"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-октябрь 2005 г., N 5
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании