Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1839
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 21.01.2005, постановление от 22.03.2005 по делу N А51-8801/2004 7-226 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищные услуги" к Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Владивостока о взыскании 243759,88 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищные услуги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Владивосток, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Администрации Приморского края, департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 243759,88 руб., составляющих убытки от предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 01.11.2003 по 31.12.2003 и с 01.01.2004 по 31.03.2004 в соответствии с ФЗ "О социальном развитии села", ФЗ "Об образовании".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владивостока.
Решением от 21.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2005, исковые требования удовлетворены в сумме 109903 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период целевые денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О социальном развитии села", ФЗ "Об образовании", выделялись не в полном объеме. В части взыскания 133856,88 руб. иск МУП "Жилищные услуги" оставлен без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с тем, что истец не представил доказательств направления в адрес УЖКХ администрации г. Владивостока претензии в отношении расходов за 1 квартал 2004 года.
Не согласившись с состоявшимся решением от 21.01.2005 и постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на Постановление РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, между МУП "Жилищные услуги" (Исполнитель) и УЖКХ администрации г. Владивосток (Заказчик) 29.10.2003 заключен договор N 06-123/03 на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.п. 5.4, 5.5 данного договора Заказчик обязался производить оплату выполненных Исполнителем работ на основании сводных актов за счет платежей граждан и юридических лиц, средств соответствующего бюджета в размерах, установленных Заказчиком, согласно Постановлению Правительства, а также средств бюджета на погашение принятых к возмещению Заказчиком льгот и субсидий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
Ввиду невозмещения расходов из бюджета государственными органами власти и местного самоуправления МУП "Жилищные услуги" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Как следует из разъяснения Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22 право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселков).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Пункт 3 указанных Правил предусматривает, что Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных предоставляемых субъектами Федерации отчетов о фактически произведенных на указанные выше цели расходах.
Как следует из материалов дела, субъект Федерации ежеквартально представлял в Министерство финансов РФ отчеты о расходах, произведенных на эти цели.
В 2003 году субъектом РФ на указанные цели произведено расходов на сумму 160373 тыс. руб., из федерального бюджета для возмещения данных расходов в 2003 году поступило 52621,9 тыс. руб.
Распоряжением Губернатора Приморского края, изданным во исполнение статьи 58 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" поступившие средства распределены муниципальным образованиям Приморского края, в том числе МО г. Владивосток выделено 114 тыс. руб., что недостаточно для покрытия потребности муниципального образования.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г. Владивосток денежных средств в деле не имеется.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 является Министерство финансов РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению отдельной категории граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Исходя из указанных норм, а также из статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 ответчиками по делам о возмещении убытков, возникших по вине Российской Федерации, выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 22.03.2005 по делу N А51-8801/04 7-226 Арбитражного суда Приморского края по делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1839
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании