Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Административной комиссии администрации г. Хабаровска: И.М. Луценко, представитель по доверенности N 1.33-52 от 01.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Административной комиссии администрации г. Хабаровска на решение от 07.12.2004 по делу N А73-12705/2004-11АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление N 701 при Спецстрое России" к Административной комиссии администрации г. Хабаровска о признании недействительными постановлений от 08.10.2004 N 1979, 1980.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2005. Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2005 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление N 701 при Спецстрое России" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными постановлений административной комиссии администрации г. Хабаровска (далее - Комиссия, административный орган) от 08.10.2004 N 1979, 1980, которыми предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде штрафов, соответственно, 3000 рублей и 2000 рублей.
Решением от 07.12.2004 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. При этом, суд, признав факт совершения предприятием оспариваемых административных правонарушений доказанным, установил, что Комиссией в нарушение статьи 1.6 КоАП РФ применен размер санкции ниже пределов, установленных Кодексом. В связи с отсутствием у суда полномочий изменить оспариваемые ненормативные акты и усилить административное наказание по сравнению с примененным административным органом, постановления N 1979, 1989 признаны незаконными и отменены.
В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялись.
На вступивший в законную силу судебный акт административным органом подана кассационная жалоба, в которой податель просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предприятия. По мнению административного органа, суд необоснованно признал незаконными оспариваемые постановления, поскольку общий размер штрафных санкций по двум постановлениям назначен в пределах одной санкции, что соответствует статье 4.4 КоАП РФ, в редакции, действовавшей в момент совершения предприятием административного правонарушения. В судебном заседании представитель Комиссии доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Предприятие, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало, возражений на кассационную жалобу не направило.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя административного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит оспариваемое судебное решение подлежащим отмене в силу нижеизложенного.
Как следует из установленных судом обстоятельств по делу, предприятие осуществляло работы по прокладке электрокабеля и инженерных сетей с нарушением правил проведения земляных работ - с ордерами, сроки действия которых истекли к моменту осуществления работ.
По факту выявленных административных правонарушений административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях N 1809 от 05.10.2004 и N 1839 от 06.10.2004 и вынесены постановления от 08.10.2004 N 1980, 1979. Данными постановлениями предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за нарушение правил проведения земляных работ, в виде штрафов в размерах 2000 рублей и 3000 рублей, соответственно.
Проверяя на соответствие действующему законодательству вышеназванные ненормативные акты административного органа, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами производства земляных работ в г. Хабаровске, утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 N 293, Правилами содержания территории г. Хабаровска, утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 09.07.1996 N 178, Правилами благоустройства и содержания территорий городов, рабочих поселков и других населенных пунктов Хабаровского края, утвержденными постановлением главы администрации Хабаровского края от 07.12.1993 N 568, пришел к правильному выводу о наличии фактов правонарушений, вменяемых предприятию, за совершение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Между тем, ссылаясь на статью 1.6 КоАП РФ, суд указал, что административный орган применил размеры санкций ниже пределов, установленных статьей 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, что не предусмотрено нормами действующего законодательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для признания постановлений N 1980, 1979 недействительными.
Однако судом не учтено следующее.
В силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в редакции Закона N 114-ФЗ от 20.08.2004, действовавшей на момент совершения правонарушения предприятием, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Как было установлено судом, деятельность предприятия связана с постоянным выполнением земляных работ, следовательно, ему известно о необходимости наличия ордера на земляные работы и его продления. При этом при проверке 05.10.2004 и 06.10.2004 территорий города административным органом установлено, что предприятием осуществляется деятельность на двух объектах по прокладке кабеля и инженерных сетей с ордерами, срок действия которых истек.
На момент рассмотрения Комиссией административных дел по факту выявленных правонарушений, вступила в действие новая редакция статьи 4.4 КоАП РФ от 01.10.2004, которая содержит положения о назначении наказания в пределах одной санкции только при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ.
Учитывая, что выявленные правонарушения совершены предприятием в момент действия прежней редакции статьи 4.4 Кодекса, административный орган назначил наказание по статье 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за два правонарушения в пределах одной санкции. Общая сумма штрафа по вынесенным Комиссией и обжалованным в судебном порядке постановлениям в совокупности составила 50 минимальных размеров оплаты труда, что является верхним пределом санкции статьи 4.6 Кодекса Хабаровского края.
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене, а требования предприятия оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.12.2004 по делу N А73-12705/2004-11АП Арбитражного суда Хабаровского края отменить, в удовлетворении заявления ФГУП "Строительное управление N 701 при Спецстрое России" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 мая 2005 г. N Ф03-А73/05-2/610 "Учитывая, что выявленные правонарушения совершены предприятием в момент действия прежней редакции ст. 4.4 Кодекса, административный орган назначил наказание по ст. 4.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях за два правонарушения в пределах одной санкции. Общая сумма штрафа по вынесенным Комиссией и обжалованным в судебном порядке постановлениям в совокупности составила 50 минимальных размеров оплаты труда, что является верхним пределом санкции ст. 4.6 Кодекса Хабаровского края"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2005 г., N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании