Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 июля 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1853
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Галушко В.И. - директор, адвокат по доверенности б/н от 10.06.2005 - Лешкова Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Камчатский Хладокомбинат" на решение от 31.01.2005 по делу N А24-2406/99, 5415, 5416/2004 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Камчатской области к открытому акционерному обществу "Камчатский Хладокомбинат" о взыскании 2140211 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 19.07.2005.
Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к ОАО "Камчатский хладокомбинат" о взыскании штрафных санкций в сумме 2140211 руб. за нецелевое использование средств федерального бюджета.
Определением от 25.10.1999 арбитражным судом привлечено в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Камчатской области.
ОАО "Камчатский хладокомбинат" обратилось со встречным иском к Управлению федерального казначейства Минфина РФ по Камчатской области (далее УФК Минфина РФ) о признании незаконным представления от 26.11.1998 N 38-02/1674 и от 04.03.1999 N 38-02/292.
Встречный иск 09.04.2004 принят арбитражным судом к производству.
Решением от 31.01.2005 в удовлетворении встречного иска ОАО "Камчатский хладокомбинат" отказано и с него взыскано в доход федерального бюджета 2140211 руб. штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "Камчатский хладокомбинат", в которой заявитель просит отменить решение суда, считая, что арбитражный суд при рассмотрении спора неправильно дал оценку представленным документам, которыми не подтвержден факт использования полученных ответчиком федеральных бюджетных средств не по целевому назначению.
В судебном заседании представители ОАО "Камчатский хладокомбинат" доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Представители УФК Минфина РФ по Камчатской области и Управление МНС РФ по Камчатской области, несмотря на надлежащее извещение, в суд не явились.
Как следует из материалов дела Коммерческий инновационный банк "Альфа-Банк" (далее КИБ "Альфа-Банк") предоставил по договору N 367/14 от 27.11.1997 ОАО "Камчатский хладокомбинат" кредит в сумме 15000000 руб. (деноминированных).
Кредит выдан на основании соглашения Министерства финансов РФ, Минсельхоз и продовольствия РФ с КИБ "Альфа-Банк" о кредитовании организаций агропромышленного комитета на льготных условиях из средств федерального бюджета от 08.04.1997.
Цель предоставления кредита: для закупки горюче-смазочных материалов, сельхозудобрений и средств защиты растений, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, оплаты за потребляемое тепло и энергоснабжение.
Управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ по Камчатской области в соответствии с Положением о порядке формирования и использования спецфонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 N 224, письмами Минфина РФ от 30.05.1997, N 3-Г2-10/49, 460, от 04.08.1997 N 3-Г2-10/93, N 71-97, от 09.09.1997 N 3-Г2-09; N 514, от 05.09.1997 N 3-Г2-09; 512, порядком размещения средств спецфонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 году, утвержденным решением Межведомственного совета от 29.12.1997, произведена проверка целевого использования ОАО "Камчатский хладокомбинат" полученного кредита.
Проверка производилась 24.06 - 01.07.1998, 21.09 - 01.10.1998 и 25.02.1999. По результатам проверки составлены акты от 15.10.1998 и от 25.02.1999, согласно которым УФК Минфина РФ по Камчатской области установило в 1998 году, что КИБ "Альфа-Банк" по указанию ОАО "Камчатский хладокомбинат" снял с лицевого счета получателя льготного кредита и зачислил ЗАО "Камтрэнд" 5 млн. руб. на поставку 32000 тонн горюче-смазочных материалов по договору от 05.10.1997 для ТОО "Экофим" и ООО "Фрутис" - 10 млн. руб. для закупки 7500 тонн топочного мазута по договору N 270 от 28.12.1997.
По акту от 15.10.1998 УФК Минфина РФ по Камчатской области обнаружило, что из 15 млн. руб. ОАО "Камчатский хладокомбинат" по целевому назначению использовал 14531045 руб. 27 коп. и не целевому - 695917 руб., из них 394667 руб. - оплата вознаграждения банку "Зенит", выступившим гарантом по возврату кредита КИБ "Альфа-Банк" и 301250 руб. - плата процентов КИБ "Альфа-Банк" за предоставленный льготный кредит, в связи с чем, начислен штраф в сумме 170961 руб. (л.д. 13 т. 1).
По результатам проверки от 25.02.1999 УФК Минфина РФ по Камчатской области начислило имущественные санкции в сумме 1969250 руб. 05 коп. Основанием предъявления штрафа послужило неисполнение ООО "Фрутис" договора поставки топочного мазута.
Ввиду того, что ответчик не оплатил штраф в размере 2140211 руб. добровольно на основании направленных ему представлений, поэтому истец обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд Камчатской области, основываясь на актах проверки УФК Минфина РФ по Камчатской области от 15.10.1998 и от 25.02.1999, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и взыскал с ответчика штраф в сумме 2140211 руб.
Однако, как свидетельствуют другие имеющиеся в деле документы, кроме актов проверки УФК Минфина РФ по Камчатской области, факт нецелевого использования ответчиком бюджетных средств, полученных из специального фонда, не подтвержден.
В акте проверки от 15.10.1998 истец признал, а суд согласился с его выводами, что 301250 руб. уплаты ответчиком процентов КИБ "Альфа-Банк" по кредитному договору N 36714 от 27.11.1997, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Данный вывод противоречит отношениям, возникшим по кредитному договору, по условиям которого заем ОАО "Камчатский хладокомбинат" предоставлен банком под проценты.
Уплата последних не может являться нецелевым использованием средств.
Нельзя считать нецелевым использованием и сумму 394677 руб. по следующим основаниям. КИБ "Альфа-Банк" перечислил на основании указаний ОАО "Камчатский хладокомбинат" 10 млн. руб. ООО "Фрутис" для поставки горюче-смазочных материалов по договору N 270 от 18.12.1997. В обеспечение исполнения договора поставки ООО "Фрутис" по актам приема-передачи от 12.01.1998 передало ОАО "Камчатский хладокомбинат" векселя: простой беспроцентный вексель ЗАО ИФК "Солид" N 1538436 от 21.12.1997 на сумму 9 млн. рублей и простой вексель N 552758 на сумму 1 млн. руб., выданный ООО "Фрутис" 01.01.1998.
Поскольку договор поставки ООО "Фрутис" исполнен не полностью, а только на сумму 2000013 руб. 77 коп., ОАО "Камчатский хладокомбинат" предъявило указанные векселя к оплате ЗАО ИФК "Солид", которое перечислило по векселю N 1538436 - 8605333 руб. 09.04.1998, а 394677 руб., согласно акту сверки от 30.06.1998, зачислено в соответствии с договором N с/013-97 в счет погашения вознаграждения по договору банковской гарантии N 55/12-97 банку "Зенит", заключенному с ОАО "Камчатский хладокомбинат" на основании п. 1.6 кредитного договора от 27.11.1997 N 36714.
Следовательно, сумма 394677 рублей оплачена в счет исполнения кредитного договора и не может расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Неосновательно признано судом действительным представление УФК Минфина РФ по Камчатской области от 04.03.1999, выданное на основании акта проверки от 25.07.1999 на взыскание штрафных санкций в сумме 1969250 руб., начисленных истцом на 10 млн. рублей.
Как уже указывалось, сумма 10 млн. руб. передана ООО "Фрутис" на поставку ОАО "Камчатский хладокомбинат".
ООО "Фрутис" исполнило заключенный договор поставки N 270 от 28.12.1997 на сумму 2000013 руб. 77 коп., о чем указано в акте проверки от 15.10.1998 и, кроме того, в этом же акте отражено, что спорная сумма израсходована ответчиком по целевому назначению, однако, УФК Минфина РФ по Камчатской области при проверке от 25.02.1999, ставит вопрос о взыскании штрафных санкций, считая, что 10 млн. руб. использованы ответчиком не по целевому назначению, мотивируя это тем, что отсутствие контроля со стороны ОАО "Камчатский хладокомбинат" привело к невыполнению ООО "Фрутис" договора поставки ГСМ, а возвращенные им денежные средства 9 млн. руб., используются ответчиком в обороте.
Суд, принимая расчет истца по штрафным санкциям, не учел, что ООО "Фрутис" исполнило договор поставки на 2000013 руб. 77 коп., возвращено ОАО "Камчатский хладокомбинат" денежных средств - 8715333 руб. То, что эта сумма направлена ответчиком не по целевому назначению, не подтверждено материалами дела.
По факту целевого расходования бюджетных средств, полученных из спецфонда, производилось расследование следственными органами УВД Камчатской области, которыми не установлено со стороны ОАО "Камчатский хладокомбинат" нарушений по использованию льготного кредита.
Кроме того, вывод УФК по поводу уплаты истцом процентов за пользование кредитом КИБ "Альфа-Банк" за счет целевых средств также не подтвержден актами проверки.
Поскольку материалами дела не подтверждено, что ответчиком использованы денежные средства, предоставленные ему на основании льготного кредита из средств федерального бюджета, не по целевому назначению, поэтому оснований для возложения на него имущественных санкций, предусмотренных ст. 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и ст. 60 ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", не имеется.
Поэтому решение Арбитражного суда Камчатской области от 30.01.2005 подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований истцу следует отказать и удовлетворить встречное исковое заявление ОАО "Камчатский хладокомбинат" о признании недействительными представления УФК Минфина РФ по Камчатской области от 26.11.1998 N 38-02/1674 и от 04.03.1999 N 38-02/292, направленных в Госналоговую инспекцию по Камчатской области о взыскании штрафа.
При подаче кассационной жалобы ответчику предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины. Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с истца, который согласно ст. 333.35 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.01.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-2406/99, 5415, 5416/2004 отменить.
По основному иску: УФК Минфина РФ по Камчатской области в иске отказать.
По встречному иску: признать недействительными представления УФК Минфина РФ по Камчатской области от 26.11.1998 N 38-02/1674 и от 04.03.1999 N 38-02/292.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июля 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1853
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании