Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1559
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Приморскому краю на решение от 22.12.2004, постановление от 09.02.2005 по делу N А51-15189/04/8-599 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Приморскому краю, 3-е лицо: Управление МНС РФ по Приморскому краю о признании недействительными решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 06 июля 2005 года Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2005 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратился Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 7 по Приморскому краю (на момент рассмотрения кассационной жалобы Межрайонной инспекции ФНС РФ N 7 по Приморскому краю) N 1629/72 от 08.09.2004, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2004 год.
Определением суда от 04.10.2004 к участию в деле в качестве 3-го лица было привлечено Управление МНС РФ по Приморскому краю.
Решением от 22.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2005, требования Департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, требование Департамента оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы заявитель сослался на п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. То есть земельные участки, предоставленные органам государственной власти и управления Приморского края для обеспечения их деятельности, не подлежат налогообложению земельным налогом.
Согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства. Следовательно, земельные участки общего пользования, занятые автомобильными дорогами, не могут предоставляться для обеспечения деятельности управления.
С учетом перечисленных норм заявитель жалобы считает, что за земельные участки, занятые краевыми автомобильными дорогами общего пользования, земельный налог должен уплачиваться Департаментом дорожного хозяйства администрации Приморского края в общеустановленном порядке.
В отзыве на жалобу Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края доводы налогового органа отклонил и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, 29.06.2004 Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края представил в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 7 по Приморскому краю декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой отразил как не подлежащую налогообложению площадь земельного участка в размере 3.184.000 кв.м., занятую под автомобильные дороги районного значения и переданную ему в соответствии с актом на бессрочное пользование N ПК-5-0102 на основании Постановления администрации Кировского района Приморского края от 28.05.1998 N 273.
Проведя камеральную проверку представленной декларации, налоговая инспекция установила неправомерное использование Департаментом льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Установив в ходе проверки, что льгота применена по земельным участкам, занятым краевыми автомобильными дорогами общего пользования, которые в силу п. 3 ст. 90 ЗК РФ не могут предоставляться для обеспечения деятельности органов управления, Межрайонная инспекция МНС РФ N 7 по Приморскому краю пришла к выводу о неправомерном использовании Департаментом дорожного хозяйства администрации Приморского края спорной льготы и указала, что в 2004 году департамент должен был исчислять и уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
По результатам камеральной проверки было вынесено решение N 1629/72 от 08.09.2004, которым Департаменту дорожного хозяйства администрации Приморского края был доначислен земельный налог в сумме 1.092.749 руб.
Полагая, что указанное решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края обратился в суд с заявлением о признании данного решения инспекции недействительным в полном объеме.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Статьей 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, перечень которых определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края создан постановлением администрации Приморского края N 133 от 28.04.2003 "О реорганизации комитета дорожного хозяйства администрации Приморского края" в результате преобразования Комитета дорожного хозяйства в Департамент дорожного хозяйства, и в соответствии с постановлением администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003 (с изменениями от 28.04.2003) числится в Перечне органов исполнительной власти Приморского края.
В свою очередь Комитет дорожного хозяйства администрации Приморского края, зарегистрированный в качестве юридического лица постановлением главы администрации Первореченского района города Владивостока N 416 от 09.12.1992, был создан постановлением администрации Приморского края N 253 от 16.08.1993 в результате реорганизации управления дорожным хозяйством администрации края, созданного в целях совершенствования структуры управления дорожного хозяйства и разграничения функций хозяйственного и государственного управления постановлением главы администрации Приморского края N 20 от 28.01.1992.
Из пункта 1 раздела II Положения о Департаменте дорожного хозяйства администрации Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, следует, что основными задачами и функциями Департамента являются реализация государственной политики в дорожной отрасли, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и экономики края в целях перевозки по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, управление краевыми автомобильными дорогами общего пользования и другое.
Кроме того, из информационного письма Приморского краевого комитета государственной статистики N 105/2-18737 от 23.06.2003 следует, что Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края имеет код деятельности 75.11.21, который согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности классифицируется как "деятельность органов государственной власти субъектов РФ (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов РФ при Президенте РФ".
Таким образом, из изложенного следует, что Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края в силу ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и п. 18 Перечня органов исполнительной власти Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003, входит в структуру органов государственной власти и управления как исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий функции государственного управления дорожным хозяйством в пределах компетенции субъекта РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.
Согласно постановлению администрации Кировского района Приморского края N 273 от 28.05.1998 и Государственного Акта N ПК-5-0102 Комитету дорожного хозяйства Приморского края, правопреемником которого является Департамент, в бессрочное (постоянное) пользование было предоставлено 318,4 гектаров земель, занятых под автомобильные дороги районного значения.
При этом, указанные земли, согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом Приморского края N 267-р от 01.03.2000, закреплены за Департаментом на праве оперативного управления, о чем выдано свидетельство N 025К0154.
Как следует из п. 2 Положения о Департаменте дорожного хозяйства администрации Приморского края, утвержденного Постановлением администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, автомобильные дороги общего пользования Приморского края, а также юридические лица, осуществляющие обследование, изыскание, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования, проведение научных исследований, добычу и переработку нерудных ископаемых, и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, образуют комплекс - дорожное хозяйство.
Таким образом, Департамент, являясь органом исполнительной власти Приморского края, и, имея в оперативном управлении земельные участки для обеспечения деятельности Департамента и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, в декларации по земельному налогу за 2004 год правомерно воспользовался льготой по налогу, установленной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", по земельному участку Кировского района Приморского края площадью 318,4 гектара.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 3. ст. 90 Земельного кодекса РФ льгота, установленная п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", распространяется на земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, тогда как спорный земельный участок является землей транспорта и обеспечивает деятельность других организаций, а не деятельность Департамента.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был передан Департаменту в оперативное управление для эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, следовательно, этот участок обеспечивает деятельность Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края, в связи с чем Департамент правомерно воспользовался льготой, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.12.2004, постановление апелляционной инстанции от 09.02.2005 по делу А51-15189/04 8-599 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1559
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании