Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/2175
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Приморскому краю на решение от 14.03.2005 по делу N А51-15701/2004-33-537 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Приморскому краю о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 20 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2005 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратился Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Приморскому краю (на момент рассмотрения кассационной жалобы Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Приморскому краю) N 2778 от 15.09.2004, вынесенных по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2004 год.
Решением от 14.03.2005 требования Департамента удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе Департаменту в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель сослался на п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Следовательно, земельные участки, предоставленные органами государственной власти и управления Приморского края для обеспечения их деятельности, не подлежат налогообложению земельным налогом.
В соответствии с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки представляются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, то есть земельные участки общего пользования, занятые автомобильными дорогами, не могут предоставляться для обеспечения деятельности органов управления.
Исходя из изложенного заявитель жалобы считает, что Департамент дорожного хозяйства должен уплачивать земельный налог за земельные участки, занятые краевыми дорогами общего пользования в общеустановленном порядке.
Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края отзыв на жалобу не представил. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 22.06.2004 обособленным подразделением Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края в городе Большой камень в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 1 по Приморскому краю представлена декларация по земельному налогу за 2004 год без начисления налога, подлежащего уплате в бюджет, и с указанием на наличие льготы в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
В результате камеральной проверки налоговым органом было принято решение от 15.09.2004 N 2778, согласно которому в нарушение п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ обособленное подразделение Департамента неправомерно заявило льготу, в результате чего в налоговую базу не включены земельные участки, занятые краевыми автомобильными дорогами, в связи с чем не начислен и не уплачен земельный налог за 2004 год в сумме 8860 руб.
При доначислении налога инспекция использовала площадь земельных участков, указанную Департаментом в налоговой декларации, и соответствующую ставку земельного налога. По земельным участкам площадью 12500 кв.м. и 13400 кв.м. суммы доначисленного налога составили 4276,25 руб. и 4584 руб. соответственно.
Полагая, что указанное решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в полном объеме.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, перечень которых определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края создан постановлением администрации Приморского края N 133 от 28.04.2003 "О реорганизации Комитета дорожного хозяйства администрации Приморского края" в результате преобразования Комитета дорожного хозяйства в Департамент дорожного хозяйства и в соответствии с постановлением администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003 (с изменениями от 28.04.2003) числится в Перечне органов исполнительной власти Приморского края.
В свою очередь Комитет дорожного хозяйства администрации Приморского края, зарегистрированный в качестве юридического лица постановлением главы администрации Первореченского района г. Владивостока N 416 от 09.12.1992, был создан постановлением администрации Приморского края N 253 от 16.08.1993 в результате реорганизации управления дорожным хозяйством администрации края, созданного в целях совершенствования структуры управления дорожного хозяйства и разграничения функций хозяйственного и государственного управления постановлением главы администрации Приморского края N 20 от 28.01.1992.
Из пункта 1 раздела II Положения о Департаменте дорожного хозяйства администрации Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, следует, что основными задачами и функциями Департамента являются реализация государственной политики в дорожной отрасли, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и экономики края в целях перевозки по автомобильным дорогам, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, управления краевыми автомобильными дорогами общего пользования и другое.
Кроме того, из информационного письма Приморского краевого комитета государственной статистики N 105/2-18737 от 23.06.2003 следует, что Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края имеет код деятельности 75.11.21, который согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности классифицируется как "деятельность органов государственной власти субъектов РФ (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов РФ при Президенте РФ".
Таким образом, из изложенного следует, что Департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края в силу ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и п. 18 Перечня органов исполнительной власти Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003, входит в структуру органов государственной власти и управления как исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, осуществляющий функции государственного управления дорожным хозяйством в пределах компетенции субъекта РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; установления полос отвода автомобильных дорог.
Постановлением главы администрации Анучинского района Приморского края, Постановлением администрации г. Арсеньева N 674 от 07.09.1998 земельные участки площадью 385,04 га. и 12,32 га., соответственно, занятые автомобильными дорогами района, были переданы в бессрочное пользование Департаменту дорожного хозяйства администрации Приморского края, о чем последнему был выдан соответствующий государственный акт.
Таким образом, Департамент, являясь органом исполнительной власти Приморского края и имея в бессрочном пользовании земельные участки для обеспечения деятельности департамента и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, в декларациях по земельному налогу за 2004 год правомерно воспользовался льготой по налогу, установленной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", по земельным участкам Анучинского района Приморского края и г. Арсеньева, площадью 385,04 га. и 12,32 га., соответственно, занятым автомобильными дорогами общего пользования данных районов.
Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 3. ст. 90 Земельного кодекса РФ льгота, установленная п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю", распространяется на земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, тогда как спорные земельные участки являются землями транспорта и обеспечивают деятельность других организаций, а не деятельность Департамента. Из материалов дела следует, что спорные земельные участки были переданы департаменту в бессрочное пользование для эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, следовательно, эти участки обеспечивают деятельность Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края, в связи с чем Департамент правомерно воспользовался льготой, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2005 по делу N А51-15701/2004-33-537 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-2/2175
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании