Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июля 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1933
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Углегорскому району на решение от 22.12.2004, постановление от 14.04.2005 по делу N А59-5138/04-С19 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Углегорскому району к ООО "Р" о взыскании штрафа в размере 3305,90 руб.
Резолютивная часть постановления от 13 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2005 года.
В Арбитражный суд Сахалинской области обратилась Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району (на день рассмотрения дела Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Углегорскому району) с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Р" штрафа в сумме 3305,90 руб. по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога за 2003 год.
Решением от 22.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. При разрешении спора суд исходил из того, что в действиях Общества отсутствуют событие и состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Углегорскому району предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель сослался на абзац 2 п. 2 ст. 243 НК РФ, как на специальную норму, связывающую право применения налогового вычета по единому социальному налогу с фактической уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также устанавливающую дату возникновения у налогоплательщика недоимки в случае неправомерного применения налогового вычета.
Следовательно, единый социальный налог за 2003 год должен быть уплачен ООО "Р" не позднее 14.04.2004, в том числе и сумма разницы примененного налогового вычета в налоговом периоде над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.
Абзацем 4 ст. 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Поскольку сумма примененного ООО "Р" налогового вычета по единому социальному налогу за 2003 год превысила сумму уплаченных страховых взносов за тот же период на 16529,52 руб., то заявитель жалобы полагает, что предприятие правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за занижение суммы налога, подлежащего уплате в указанном периоде.
ООО "Р" отзыв на жалобу не представило. В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом декларации по единому социальному налогу за 2003 год. В ходе проверки Инспекцией установлено, что в указанном периоде налогоплательщик в нарушение требования пункта 3 статьи 243 НК РФ неправомерно применил налоговый вычет в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного за тот же период страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации, в результате чего сумма единого социального налога, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, занижена на 16529,52 руб.
На основании материалов проверки Инспекцией принято решение от 18.05.2004 N 05-26/160 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3305,90 руб. по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Требование Инспекции N 05-26/71 от 18.05.2004 об уплате налоговой санкции в срок до 18.06.2004 Общество не выполнило, и налоговый орган обратился за ее взысканием в арбитражный суд.
Диспозиция пункта 1 статьи 122 НК РФ предусматривает, что нарушением, за которое наступает ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, является неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговой базой по ЕСН для налогоплательщика-организации является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в пункте 1 статьи 236 НК РФ, начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.
Согласно абзацу 4 п. 3 ст. 243 НК РФ занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.
С учетом данного обстоятельства налоговый орган сделал вывод о неполной уплате налогоплательщиком единого социального налога по причине неправомерного применения налогового вычета, и привлек ООО "Р" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3305,90 руб.
Вместе с тем абзацем 2 п. 2 ст. 243 НК РФ установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.