Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 июля 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1845
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области - Азарина И.В. представитель по дов. N 16 от 20.06.05, от Управления ФНС России по Сахалинской области - Якушин А.Е. представитель по дов. N 05-12 от 11.01.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления ФНС России по Сахалинской области на решение от 15.03.2005 по делу N А59-5483/04-С11 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области к Управлению ФНС России по Сахалинской области, Межрайонной Инспекции ФНС России N 3 по Сахалинской области о признании незаконным отказа в предоставлении льготы по земельному налогу.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2005 года
Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления ФНС России по Сахалинской области (далее Управление), выразившихся в отказе в предоставлении льготы по земельному налогу на земельный участок, расположенный в г. Поронайске, ул. Комсомольская, 10, а также обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России N 3 по Сахалинской области (далее - Инспекция) возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 3066 руб.
Решением от 15.03.2005 действия Управления признаны незаконными. Суд также обязал Инспекцию возвратить Учреждению излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 3066 руб.
Решение суда мотивировано тем, что Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР), являясь государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняет функции государственного управления, и имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление ФНС России по Сахалинской области просит отменить решение суда первой инстанции, требование Учреждения оставить без удовлетворения.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то обстоятельство, что Пенсионный фонд РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти Российской Федерации, а органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, по мнению заявителя жалобы, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, денежные средства, находящиеся у Пенсионного фонда РФ, являются собственностью государства, что также свидетельствует об отсутствии у фонда признаков органа государственной власти.
С учетом перечисленных обстоятельств заявитель жалобы считает, что Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области не является органом государственной власти, следовательно, не освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Изложенные в жалобе доводы представитель Управления ФНС России по Сахалинской области поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области доводы налогового органа отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Пенсионный фонд образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Работники системы Пенсионного фонда РФ приравниваются к работникам аппарата соответствующих органов исполнительной власти.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 установлены объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, к числу таких объектов отнесен Пенсионный фонд РФ, денежные средства которого входят в состав казны Российской Федерации, который от имени Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, то есть управляет средствами, входящими в состав казны России.
Постановлением Конституционного суда РФ от 25.06.2001 N 9-П установлено, что Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию и относится к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Статьей 143 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации, которые предназначены для социального обеспечения по возрасту, по инвалидности, по потере кормильца и др. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. К числу таких фондов согласно статье 144 Бюджетного кодекса РФ отнесен и Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, Пенсионный фонд РФ включен в перечень органов государственной власти и управления Общего классификатора ОК 006-93, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 294, в раздел "Другие организации федерального уровня".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением пенсионного обеспечения, выполняет функции государственного управления, и имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю", является правомерным.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.03.2005 по делу N А59-5483/04-С11 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июля 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1845
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании