Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1966
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Федосова И.И. - представитель по доверенности от 15.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 15.02.2005, постановление от 12.04.2005 по делу N А51-17098/04 7-321 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Котельная пос. ЛДК" к Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Приморского края, Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования г. Дальнегорска о взыскании 770623 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 21.07.2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Котельная пос. ЛДК" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Дальнереченска, Администрации Приморского края, Финансовому департаменту администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 770623 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2002 году гражданам льгот по оплате потребленной тепловой энергии, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
До принятия решения истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать 494195,05 руб.
Решением суда от 15.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.11.2005, требования истца в заявленном размере 494195,05 руб. удовлетворены путем взыскания названной суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, а также неприменение положений постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", согласно которым, по его мнению, государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот про коммунальным услугам переданы на муниципальный уровень.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков в соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса РФ и размер предоставленных истцом льгот.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца жалобу отклонила, просила судебные акты оставить без изменения.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 11 от 27.02.2002, заключенного с Администрацией муниципального образования г. Дальнереченска, за счет собственных средств предоставил в 2002 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 494195,05 руб., заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение. При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003), согласно которому финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
При этом Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период средства на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались, как не предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 07.06.2002 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе городу Дальнереченску в размере 747 тыс. руб.
Материалами дела установлено, что названные средства доведены до муниципального образования в указанном объеме и полностью направлены на погашение задолженности перед организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, вместе с тем не покрыли его потребность на рассматриваемые цели.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2002 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что истец не подтвердил объем предоставленных льгот, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонены, как противоречащие материалам дела.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.02.2005, постановление от 12.11.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17098/04 7-321 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2005 г. N Ф03-А51/05-1/1966
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании