Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1470
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента администрации Амурской области на решение от 15.12.2004, постановление от 14.02.2005 по делу N А04-7142/04-7/196 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" к Администрации п. Прогресс, Администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 5805790,80 руб.
Резолютивная часть постановления обьявлена 12 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации п. Прогресс, Администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 5805790,80 руб., составляющих убытки, понесенные в связи с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2004 по 30.04.2004.
До принятия решения МУП "Коммунальщик" уточнило исковые требования и просило взыскать с Финансового департамента администрации Амурской области 6345950,77 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением указанных субсидий за период с 01.01.2004 по 30.09.2004.
До вынесения решения истец отказался от иска к Министерству финансов РФ, Администрации г. Райчихинска, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Администрации п. Прогресс, в связи с чем производство в отношении них прекращено на основании пункта 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением от 15.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Амурской области в лице Финансового департамента администрации Амурской области.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что в нарушение Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 выделение денежных средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий из бюджета Амурской области в 2004 году не было запланировано, денежные средства целевым назначением муниципальным образованиям на возмещение затрат не выделялись из областного бюджета.
Не согласившись с состоявшимся решением от 15.12.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2005, Финансовый департамент администрации Амурской области в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и Постановление РФ от 02.08.1999 N 887.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения отнесено к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней.
Обязанность финансирования данной статьи расходов из федерального бюджета, по мнению Финансового департамента администрации Амурской области, установлена статьей 84 Бюджетного кодекса РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП "Коммунальщик" за период с 01.01.2004 по 30.09.2004 в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в Российской Федерации" при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставило субсидии гражданам п. Прогресс в размере 8943838,77 руб.
Администрация п. Прогресс платежными поручениями N 162 от 28.01.2004, N 391 от 26.02.2004, N 1886 от 08.06.2004, N 2426 от 12.07.2004 перечислила денежные средства в общей сумме 2597888 руб. на расчетный счет МУП "Коммунальщик", что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в размере 345950,77 руб., МУП "Коммунальщик" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.
В соответствии со статьей 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов Федерации, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ названных расходов.
Так из федерального бюджета субъекту Федерации - Амурская область на компенсацию расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, было выделено 17134 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 194,9 тыс. руб., в том числе п. Прогресс - 36,8 тыс. руб.
Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ т 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта Федерации возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат данного вида.
В Законе Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" не предусмотрены средства, выделяемые областным бюджетом, по предоставлению субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, Амурская область, как субъект Федерации, не исполнила надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения.
Согласно ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ указанное финансирование возложено на органы местного самоуправления при передаче им органами государственного управления субъекта Федерации необходимых финансовых средств.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 14.02.2005 по делу N А04-7142/04-7/196 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1470
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании