Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2132
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Варвенко Н.Е. - юрисконсульт по доверенности б/н от 27.12.2004, от ответчика: Финдепартамента - Малашкин Д.Л. - главный специалист по доверенности N 04-02/2421 от 28.12.04; Минфина РФ - Егорова О.В. - главный специалист по доверенности б/н от 27.01.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 24.02.2005, постановление от 04.05.2005 по делу N А73-13386/2004-28 (АИ-1/381/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Управлению социальной защиты населения администрации г. Хабаровска о взыскании 15370 руб. 64 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2005 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Управлению социальной защиты населения администрации г. Хабаровска о взыскании 15370 руб. 64 коп., составляющих убытки, возникшие в результате предоставления в период с августа по декабрь 2003 года гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 24.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2005, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на отсутствие в нарушение статей 84, 130 БК РФ целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации на исполнение указанного закона.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой предлагается отменить решение и постановление.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованное возложение ответственности на федеральный бюджет, поскольку ФЗ "О ветеранах" установлен источник финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам - бюджеты субъектов Российской Федерации.
Приводит доводы о том, что в спорный период на реализацию ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот в консолидированные бюджеты субъектов передавалось 100% суммы налога на доходы физических лиц, являющегося федеральным налогом. Кроме того, передача на указанные цели денежных средств субъекту в 2003 году предусмотрена Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и фактически учтена в составе федерального бюджета на 2003 год.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" в период с августа по декабрь 2003 года на основании ФЗ "О ветеранах" предоставляло льготы в виде 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, в результате чего понесло убытки в сумме 15370 руб. 64 коп.
В связи с невозмещением убытков органами государственной власти и органами муниципального образования из бюджетов соответствующих уровней заявлены настоящие исковые требования.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в расходах федерального бюджета целевые средства на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не утверждались.
Ссылка Министерства финансов РФ на то, что в Методике расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на и 2003 год предусмотрено выделение Хабаровскому краю средств на реализацию ФЗ "О ветеранах", не может быть принята во внимание, поскольку указанные дотации, подлежащие передаче из федерального бюджета в бюджет края, не содержат указание на целевое назначение этих средств, а являются дотациями на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Доказательств нецелевого использования Хабаровским краем полученных из Федерального фонда финансовой поддержки в рассматриваемый период средств Минфином не представлено.
Наряду с этим при отсутствии целевого финансирования из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" утверждены расходы на реализацию закона и распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе г. Хабаровску 307809 тыс. рублей.
Вместе с тем объем названных средств не удовлетворил потребность муниципального образования в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом правомерно освобождены от ответственности органы местного самоуправления и Министерство финансов Хабаровского края, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 126-ФЗ и Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку решение от 24.02.2005 и постановление от 04.05.2005 приняты Арбитражным судом Хабаровского края с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.02.2005 и постановление от 04.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-13386/2004-28 (АИ-1/381/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2132
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании