Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1663
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Лопатин В К доверенность N 7/158 от 12.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата г. Николаевска-на-Амуре на постановление от 08.12.2004 по делу N А73-7953/2004-26 (АИ-1/1401-04-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре, Министерству обороны РФ о взыскании 8684 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 02.08.2005.
Открытое акционерного общества энергетики и электрификации (далее - ОАО) "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре, Министерству обороны РФ о взыскании 8684 руб. 17 коп задолженности за потребленную за период апрель-июнь 2004 электрическую энергию по договору энергоснабжения от 01.01.2004 N 36.
Решением от 15.10.2004 иск удовлетворен в полном объеме за счет военного комиссариата г. Николаевска-на-Амуре на основании статьи 309 ГК РФ, в случае недостаточности средств у основного должника присужденная сумма подлежит взысканию с Министерства обороны РФ как с субсидиарного ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2004 решение суда от 15.10.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре, не соглашаясь с постановлением арбитражного суда, просит его отменить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом ФЗ "Об обороне" и Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372, и принятие судебных актов при неисследовании вопроса о финансировании военкомата из бюджетов различных уровней на оплату коммунальных услуг. Ответчик считает необоснованным привлечение к субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ, поскольку оно не является собственником имущества комиссариата и не может нести такую ответственность по обязательствам военкомата.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представить ОАО "Хабаровскэнерго" возражал против удовлетворения жалобы.
Представители других участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда участия не принимали.
Проверив законность решения от 15.10.2004 и постановления от 08.12.2004, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Хабаровскэнерго" и военным комиссариатом г. Николаевска-на-Амуре возникли правоотношения, основанные на договоре энергоснабжения от 01.01.2004 N 36, заключенном на срок до 31.12.2004.
По условиям договора энергоснабжающая организация - ОАО "Хабаровскэнерго" приняла на себя обязательство подавать электрическую энергию в согласованном объеме абоненту - военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре, который обязался оплачивать принятую энергию в расчетный период в соответствии с показаниями приборов учета.
Во исполнение договора истец подавал электрическую энергию абоненту, который предъявленные к оплате счет-фактуры за ее потребление в апреле - июне 2004 не оплатил, в связи с чем образовалась задолженность на общую сумму 8684 руб. 17 коп.
Данный факт установлен арбитражным судом при рассмотрении дела, подтверждается имеющимися в деле доказательствами и сторонами не оспаривается.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполниться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Поскольку военный комиссариат является стороной по договору от 01.01.2004 N 36, обязанной в силу ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ и п. 1.1 договора оплачивать принятую энергию, суд правомерно удовлетворил требование истца, взыскав неоплаченную стоимость энергии с абонента в связи с ненадлежащим исполнением им денежного обязательства.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставлять частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре, как сторону договора, от исполнения принятых обязательств и отсутствие у него денежных средств на может служить основанием для отказа в иске.
Вместе с тем судебные акты в части взыскания задолженности, в отношении которой возник спор, при недостаточности средств у военкомата с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности приняты при неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В свою очередь, согласно, п.п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными силами РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из изложенного, собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация.
Следовательно, в данном случае правовые основания для привлечения в порядке ст. 120 ГК РФ к субсидиарной ответственности по обязательствам военного комиссариата Министерства обороны РФ отсутствуют.
Требования к Российской Федерации по настоящему делу ОАО "Хабаровскэнерго" не предъявляло.
При таких обстоятельствах судебные акты в части взыскания задолженности при недостаточности денежных средств у основного должника с Министерства обороны РФ подлежат отмене на основании ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ с принятием нового судебного об отказе истцу в иске к указанному ответчику.
Государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре предоставлена отсрочка, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.10.2004, постановление от 08.12.2004 по делу N А73-7953/2004-26 (АИ-1/1401-04-44) Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания долга в сумме 8684 руб. 17 коп. с Министерства обороны Российский Федерации отменить, в иске к Министерству обороны Российский Федерации отказать.
В остальном решение от 15.10.2004, постановление от 08.12.2004 оставить без изменения.
Взыскать с военного комиссариата г. Николаевска-на-Амуре в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1663
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании