Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2128
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента администрации Амурской области на решение от 27.01.2005, постановление от 31.03.2005 по делу N А04-2889/04-6/126 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Заказчик" г. Райчихинск к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Финансовому департаменту администрации Амурской области, администрации г. Райчихинска, 3-е лицо: Финансовый отдел администрации г. Райчихинска о взыскании 5965502 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29.07.2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Заказчик" г. Райчихинск обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 5965502 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением в период 2003 года населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен финансовый отдел администрации г. Райчихинска.
Решением от 27.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.03.2005, исковые требования МУП "Заказчик" удовлетворены за счет казны Амурской области в лице Финансового департамента администрации Амурской области в сумме 5777202 руб. 80 коп.
В остальной части иска отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Финансового департамента администрации Амурской области.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального Закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ и федерального бюджета.
Обращает внимание на то, что ст. 15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", введенного в действие с 01.07.2003, с учетом положений абз. 4 ст. 7 и п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств местного бюджета и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъекта РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной год.
Считает, что федеральный и краевой бюджет обязательства по оказанию финансовой помощи в 2003 году местному бюджету по возмещению затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам, исполнили. Из федерального бюджета г. Райчихинску выделено - 7813 тыс. руб.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "Заказчик" в период 2003 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставляло субсидии пожилым гражданам, малообеспеченным семьям, проживающим в г. Хабаровске.
Ввиду отказа ответчиками компенсировать выпадающие доходы в полной сумме предоставленных указанным категориям граждан субсидий за этот период, истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 (введенного Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальным услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статья 132 Конституции РФ и ст. 28 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 предусмотрен на 2003 год порядок предоставления дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании данного постановления Амурской области установлен уровень дотаций из указанного Фонда 40%. Закон Амурской области о бюджете на этот же год принят без учета ст. 15.4 Закона РФ "Об основах жилищной политики" и правил, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179. Уровень дотаций на выплату субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации определялся исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта и соответствия расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ.
Поэтому следует согласиться с выводами Арбитражного суда Амурской области относительно возложения на бюджет Амурской области обязанностей по возмещению истцу убытков, связанных с предоставлением субсидий гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году, так как область не обеспечила финансирование субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг населению.
Суд, на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", правомерно освободил от ответственности по иску финансовый отдел администрации г. Райчихинска, поскольку ответственность последнего за осуществление государственных полномочий, переданных на его уровень власти, ограничена пределами, в которых он обеспечен соответствующими средствами.
Как следует из Закона Амурской области о бюджете на 2003 год в составе расходной части областного бюджета предусмотрены денежные средства на возмещение бюджету г. Райчихинска расходов на финансирование компенсаций (субсидий) по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 64322000 руб. из фонда софинансирования социальных расходов в объеме средств передаваемых из федерального бюджета. В бюджет города передано 5848000 руб. Фактические затраты составили 22491000 руб., часть из которых были покрыты местным бюджетом в порядке межбюджетных отношений, из областного бюджета городу денежных средств в 2003 году не выделялось.
Поступившие денежные средства в бюджет г. Райчихинска на финансирование субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг израсходованы по целевому назначению.
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Амурской области в соответствии с нормами процессуального и материального права, поэтому оснований к отмене их не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.01.2005 и постановление от 31.03.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу А04-2889/2004-6/126 оставить - без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2128
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании