Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1891
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 02.03.2005 по делу N А04-6152/04-23/206 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовое управление Администрации г. Свободного, третьи лица: Администрация г. Свободного, Управление социальной защиты Администрации г. Свободного о взыскании 2066646 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ОАО "Амурэнерго") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, третьим лицам: Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Финансовому управлению Администрации г. Свободного, Администрации г. Свободного, Управлению социальной защиты Администрации г. Свободного о взыскании 2066646 руб. убытков, понесенных в результате предоставления в период с 01.08.2001 по 31.01.2004 гражданам льгот по оплате электрической энергии согласно ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Финансовый департамент Администрации Амурской области, Финансовое управление Администрации г. Свободного.
До вынесения решения судом на основании ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уменьшении искового требования до 2053389 руб. 46 коп. и уточнении периода взыскания - с 01.09.2001 по 01.12.2003.
Решением суда от 02.03.2005 исковое требование удовлетворено в уточненном размере за счет Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, в остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области.
Кассационная жалоба мотивированна тем, что судом неверно определены полномочия Министерства финансов РФ и субъекта РФ, что вина заявителя в причинении истцу убытков отсутствует, а, кроме того, судом неверно установлены расходные статьи федерального бюджета.
Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
Истец, соответчики и третьи лица отзывы на жалобу не предоставили.
При проверке законности обжалованного решения установлено, что оно отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с 01.09.2001 по 01.12.2003 на основании ФЗ РФ "О ветеранах" льгот гражданам по оплате электроэнергии за счет собственных средств.
Невозмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 2053389 руб. 46 коп.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались списки граждан-льготников с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства, а также счета-фактуры, акты сверок, оформленные истцом и Управлением социальной защиты населения г. Свободного.
В части объема услуг, которым пользовались граждане-льготники, и стоимости предоставленных льгот, спор между участвующими в деле лицами отсутствует.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно статье 10 ФЗ РФ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета, в связи с чем ответственность лежит на Казне РФ.
Судом исследованы положения ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и установлено, что спорные расходы на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" в составе этих бюджетов на 2001-2003 годы не планировались.
Кроме того, установлено, что данные расходы в этом периоде не предусмотрены упомянутыми законами и в составе финансовой помощи Амурской области из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Не были предусмотрены денежные средства на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" и в расходных частях бюджетов Амурской области на 2001-2003 годы, в связи с чем указанные денежные средства в бюджет г. Свободный не передавались.
В связи с дефицитом городского бюджета в 2001-2003 годах Администрация г. Свободного не имела возможность направить истцу средства местного бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Таким образом, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате спорных жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Решение суда соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.03.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-6152/04-23/206 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с дефицитом городского бюджета в 2001-2003 годах Администрация г. Свободного не имела возможность направить истцу средства местного бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Таким образом, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате спорных жилищно-коммунальных услуг, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Решение суда соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2005 г. N Ф03-А04/05-1/1891
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании