Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 июля 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1871
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области на решение от 18.03.2005 по делу N А24-426/05-17 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" в лице филиала "Энергосбыт" к Администрации Камчатской области о взыскании 81657 руб. 31 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 19.07.2005.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" в лице филиала "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации Камчатской области о взыскании 1014663 руб. 55 коп. составляющих расходы, связанные с предоставлением в период с января 2003 года по 01.04.2004, 50% скидки по оплате за потребленную электроэнергию гражданам, имеющим на это право в силу Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
До принятия решения по делу арбитражный суд определением от 10.11.2004 по ходатайству истца привлек Департамент финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области и Министерство финансов РФ.
Суд, признав целесообразным раздельное рассмотрение требований истца за 2003 и 2004 годы, определением от 21.02.2005 выделил в отдельное производство исковые требования истца о взыскании задолженности за 2004 год на сумму 81657 руб. 31 коп.
Решением суда от 18.03.2005, требования истца удовлетворены путем взыскания в пользу истца 81657 руб. 31 коп. с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации, со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет соответствующих бюджетов, в связи с чем, по его мнению, нести ответственность за неисполнение закона должен не только федеральный бюджет, а также бюджет субъекта РФ.
При этом заявитель ссылается также на ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым вопросы социальной защиты населения и их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков на основании ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Камчатскэнерго" (филиал "Энергосбыт") в 2004 году за счет собственных средств предоставило льготы по оплате потребленной электрической энергии гражданам в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" на общую сумму 81657 руб. 31 коп.
Поскольку из бюджетов различных уровней указанные расходы истца не компенсированы, заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено судебной инстанцией, в бюджете Камчатской области отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения расходов на предоставление льгот по жилищно-коммунальным услугам почетным донорам между соответствующими бюджетами не урегулирован. Законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", не предусмотрены.
Арбитражный суд Камчатской области, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Поскольку федеральными органами государственной власти не исполнены полномочия по финансированию реализации Закона РФ, установившего гражданам льготы, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ, предусматривающих ответственность по возмещению убытков, вызванных бездействием органов государственной власти РФ.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.03.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-426/05-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 июля 2005 г. N Ф03-А24/05-1/1871
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании