Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1519
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Белоножко Т.Г. - консультант по доверенности N 19-11/1672 от 16.08.2004, от ответчика: УФК по Хабаровскому краю: Хальчицкий А.С. - начальник юридического отдела по доверенности N 13-12/1 - от 11.01.2005, от третьего лица: Администрация Николаевского района: Клименко С.А. - представитель по доверенности N 1-20/2771 от 29.12.2004, Долгих Н.И. - представитель, Правительство Хабаровского края: Белоножко Т.Г. - консультант по доверенности N 4.4.28-7325 от 23.09.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ в Омской области на решение от 09.02.2005 по делу N А73-12623/2004-19 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю к Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю, Контрольно-ревизионному управлению Минфина РФ в Омской области, 3-и лица Правительство Хабаровского края, Муниципальное образование г. Николаевск-на-Амуре с Николаевским районом в лице Администрации района, Муниципальное образование района имени Полины Осипенко в лице Администрации района о признании незаконным уведомления и представления.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2005 года.
Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края обратился с заявлением о признании недействительным Уведомления Управления федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю N 80 от 14.10.2004 "Об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований" и недействительным Представления Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ в Омской области N 24 от 01.10.2004 о применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Решением суда от 09.02.2004 заявление Министерства финансов Хабаровского края удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Контрольно-ревизионного управления в Омской области (далее КРУ в Омской области), в которой заявитель просит отменить решение, сославшись на нарушение судом норм Гражданского кодекса РФ и принять новый судебный акт о прекращении производства по иску, считая, что данный спор не относится к подведомственности арбитражного суда.
Кроме того, заявитель считает, что факт использования бюджетных средств не по целевому назначению подтвержден материалами проверки, которым суд не дал надлежащей оценки.
В судебном заседании представитель КРУ Омской области в заседание суда не явился, несмотря на надлежащее извещение. Представитель УФК по Хабаровскому краю поддержал жалобу заявителя. Другие участники судебного процесса с жалобой не согласились и просили решение суда оставить в силе. Министерство Хабаровского края заявило ходатайство о возврате кассационной жалобы, в связи подачей ее ненадлежащим лицом. Данное ходатайство рассмотрено и отклонено ввиду, того, что КРУ Минфина РФ по Омской области, является участником судебного процесса и на основании ст. 273 АПК РФ вправе обжаловать судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что принятое судебное решение отмене либо изменению не подлежит.
Как установлено из материалов дела, КРУ в Омской области провело проверку целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в 2003 году Хабаровскому краю на финансовую поддержку для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов и средств регионального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза груза.
По результатам проверки КРУ в Омской области составлен акт от 31.05.2004., в котором указано на нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 7047900 рублей.
В адрес УФК по Хабаровскому краю направлено Представление от 01.10.2004 N 24, в котором предложено с Минфина Хабаровского края взыскать сумму 7047900 путем изменения (уменьшения) бюджетных ассигнований.
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю уведомило Минфин Хабаровского края 14.10.2004 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на указанную сумму (уведомление N 80).
Минфин Хабаровского края не согласился с данными ненормативными актами и обратился в суд.
Рассматривая спор, суд правомерно отклонил требование КРУ Омской области о прекращении производства по делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
Заявитель кассационной жалобы считает, что уведомление УФК и представление КРУ об уменьшении бюджетных ассигнований по своему характеру носят предложение о блокировке расходов, как мера, принятая в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ на основании материалов проверки КРУ и установления фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Предложение о блокировке расходов бюджета, по мнению КРУ Омской области, само по себе не может являться тем ненормативным актом, который нарушает права и законные интересы Хабаровского края, так как не содержит в себе властно - распорядительного решения о блокировке расходов бюджета Хабаровского края.
Арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что в силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ, оспариваемые Хабаровским краем в лице Минфина Хабаровского края уведомление УФК по Хабаровскому краю N 80 от 14.10.2004 и представление N 24 от 01.10.2004 КРУ Омской области, являются ненормативными правовыми актами, которые нарушают права и законные интересы Хабаровского края в сфере экономической деятельности и создают препятствие в ее осуществлении, так как бюджет края - это центральное звено системы финансов, основной государственный централизованный денежный фонд и система денежных правоотношений. Поэтому бюджет - это экономическая категория, а деятельность по формированию и использованию бюджета определяется как деятельность экономическая.
Так как оспариваются ненормативные акты, принятые в целях применения мер принуждения в связи с выявленными нарушениями исполнения бюджета, то спор возник из публичных (бюджетных) отношений, в связи, с чем арбитражный суд согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ принял к производству заявление Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края и рассмотрел его по существу.
Актом проверки КРУ Омской области от 31.05.2004 сумма 7047900 рублей указана как средства федерального бюджета, использованные не по целевому назначению. Данные средства федерального бюджета выделены бюджету Хабаровского края на осуществление Северного завоза из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
В качестве нарушений в акте ревизии указано, что при проверке использованного топлива, завезенного в Николаевский район и район им. П. Осипенко за счет средств федерального и регионального бюджета для выработки тепло и электроэнергии для предприятий социальной сферы, использовано на выработку теплоэнергии для предприятий и организаций не относящихся к этой сфере, из них: 1) Николаевский район - всего 6262,5 тыс. руб., в т.ч. стр. 18, 19 - федеральный фонд 2254,3 тыс. руб.; 2) район им. П. Осипенко - стр. 22 федеральный фонд 1175,6 тыс. рублей.
Данные нарушения квалифицированы органом финансового контроля как нецелевое использование средств федерального бюджета.
Вместе с тем из материалов проверки не следует, что главами муниципальных образований Николаевского района, района имени П. Осипенко и Минфина Хабаровского края допущено бюджетное правонарушение.
Правительство Хабаровского края, являясь согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и п. 1 ст. 115 Бюджетного кодекса Хабаровского края главным распорядителем средств бюджета, на основании закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" от 30.12.2002 N 82, утвердило распределение средств краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований, городов и регионов края на 2003 год, где на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности направлено 831453 тыс. рублей, включая и средства федерального бюджета.
Закупка нефти, нефтепродуктов, топлива и доставка в 2003 году для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям произведена с соблюдением Закона Хабаровского края "О бюджете на 2003 год", постановления Губернатора Хабаровского края от 19.03.2003 N 84 "О поставках продукции в северные районы края с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2003 года".
Таким образом, нарушений по целевому использованию бюджетных средств со стороны Минфина Хабаровского края при приобретении нефтепродуктов, топлива и доставки их в северные территории не установлено.
Контроль по использованию средств Фонда финансовой поддержки после поступления их в муниципальные образования в товарном виде согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления.
В акте ревизии от 31.05.2004 указано, что нецелевое использование средств федерального бюджета допущено главами муниципальных образований Николаевского района и района им. П. Осипенко.
Данный вывод КРУ Омской области противоречит нормам ст. 47 ФЗ от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", ст. 7 ФЗ от 19.06.1996 N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации" и п. 2 Положения о предоставлении и расходовании средств Фонда целевых субвенций на государственную финансовую поддержку завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1999 N 460.
Согласно указанным нормативным актам закупленное на средства федерального и регионального фонда топливо главами муниципальных образований использовано для снабжения населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Поскольку локальные электростанции и котельные предприятий жилищно-коммунального хозяйства в населенных пунктах северных районов Хабаровского края являются единственными источниками теплоэнергоснабжения (монопольными) населения и потребителей, а так же в силу технических особенностей производства (работа оборудования на дизельных электростанциях и котельных), то доставка топлива осуществлялась непосредственно для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а не для определенной группы потребителей.
Статьи 3, 4, 8 ФЗ "О естественных монополиях" предусматривают, что субъекты естественных монополий обязаны предоставлять на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, не на дискриминационных условиях, а согласно требованиям. Поэтому расход топлива, завезенного в рамках северного завоза, правомерно произведен с учетом всех потребителей.
Кроме того, неоснователен вывод КРУ Омской области о нецелевом использовании и в отношении действий главы администрации района о распределении поступившего в Николаевский район топлива, муниципальному автотранспортному предприятию на сумму 4241,5 тыс. рублей, в том числе стр. 18 федерального фонда - 3047,7 тыс. рублей.
Топливо передано муниципальному автотранспортному предприятию в 2003 году по программе Северного завоза и, как установлено актом от 06.05.2004, составленным контролером - ревизором. КРУ Минфина РФ в Новосибирской области по результатам встречной проверки в Муниципальном автотранспортном предприятии, фактов нецелевого использования топлива со стороны предприятия не установлено. Расход топлива производился для нужд предприятия, в частности для заправки пассажирских автобусов.
Автотранспортное предприятие в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 относится к объектам социальной сферы, так как создано для решения социальных проблем города и района, в частности для обеспечения населения транспортными услугами.
Неосновательно КРУ Минфина РФ по Омской области признало нецелевым использование топлива по Николаевскому району на сумму 260,1 тыс. рублей и по Ульчскому району на 310,2 тыс. рублей.
Как следует из документов, топливо передано МУЗ центральной районной больнице, МУП "Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства", Администрации поселкового муниципального образования, Комитету по образованию, Военному комиссариату и другим предприятиям и организациям, которые, по мнению КРУ, на основании статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
Арбитражным судом правильно указано на то, что ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации не является той нормой, которая устанавливает перечень объектов ЖКХ и социально-культурной сферы. Данная норма указывает объекты для определения особенностей налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием обслуживающих производства и хозяйства объектов.
Объекты, которым главами Николаевского и Ульчского районов передано в 2003 году топливо, приобретенное по программе "Северный завоз", подпадают под объекты социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренные Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 22 ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 03.2001 N 93, которые финансируются полностью или частично из бюджета.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления Госкомстата РФ N 93 следует читать как "03.12.2001"
Поскольку материалами дела не подтвержден факт нарушения Правительством Хабаровского края бюджетного законодательства, поэтому Арбитражный суд Хабаровского края правильно признал недействительными Представление КРУ Минфина РФ по Омской области от 01.01.2004 N 24 и Уведомление УФК Минфина РФ по Хабаровскому краю от 14.10.2004 N 80 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.02.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12623/2004-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2005 г. N Ф03-А73/05-1/1519
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании