Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июня 2005 г. N Ф03-А04/04-1/1650
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства РФ в лице УФК РФ по Амурской области на решение от 10.03.2005 по делу N А04-44/05-17/5 Арбитражного суда Амурской области, по иску Октябрьского муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" к Администрации Октябрьского района о взыскании 565273,35 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2005. Полный текст постановления изготовлен 21.06.2005.
Октябрьское муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Октябрьского района о взыскании 565273,35 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральным законом "О ветеранах", Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Определением суда от 12.01.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Министерство финансов РФ, Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовый отдел администрации Октябрьского района.
Определением суда от 03.02.2005 изменены процессуальные положения Министерства финансов РФ и Администрации Октябрьского района, которые привлечены к участию в деле в качестве ответчика и третьего лица без самостоятельных требований, соответственно.
Решение суда от 10.03.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Законность судебного акта проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление жилищно-коммунальных льгот за счет субъекта РФ. Обращает внимание, что названные расходные полномочия отнесены к полномочиям субъекта РФ и Постановлением Губернатора Амурской области от 26.01.2004 N 25 "О порядке предоставления и расходования в 2004 году средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах".
По мнению ответчика, истцом не доказано, какими неправомерными действиями государственных органов ему причинены убытки.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Октябрьское муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" в 2004 году на основании договоров, заключенных от 01.01.2004 N 7, N 3, N 5 с Администрацией Октябрьского района и в соответствии с ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995, ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995, Указом Президента N 431 от 05.05.1992 предоставило гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами муниципального образования из бюджетов соответствующих уровней его расходов размере 565273,35 руб. заявлены настоящие исковые требования.
Суд, при рассмотрении спора, правомерно исходил из ФЗ "О ветеранах", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в расходах федерального бюджета целевые средства на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не утверждались.
Наряду с этим, при отсутствии целевого финансирования из федерального бюджета реализации ФЗ "О ветеранах", статьей 40, приложением N 14 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию указанного закона в размере 326704 тыс. руб., в том числе Октябрьскому району - 12200 тыс. руб., фактически профинансировано 8115 тыс. руб.
Поскольку объем переданных муниципальному образованию средств не удовлетворил его потребность в финансировании льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", арбитражный суд правомерно взыскал убытки истца с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ, а также постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", следует читать как "N 584"
Суд также правомерно, при решении вопроса о взыскании расходов истца, связанных с предоставлением льготной скидки инвалидам и многодетным семьям, руководствуясь ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Указом Президента РФ, с учетом вышеназванных законодательных актов, устанавливающих общие принципы раздела полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и пределы их ответственности, исходил из отнесения обязанности по финансовому обеспечению названных льгот к полномочиям Российской Федерации.
Как установлено судом, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в Федеральном бюджете на 2004 год не запланированы и Амурской области в спорный период не передавались.
Средства, переданные из федерального бюджета Амурской области в размере 146901 тыс. руб. на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", в том числе, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям, в том числе, Октябрьскому району в сумме 1861 тыс. руб. Фактически, муниципальному образованию в рассматриваемый период профинансировано 1861 тыс. руб. на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" при его реальной потребности в средствах на указанные цели 4976 тыс. руб.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральными законодательными актами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку решение суда принято Арбитражным судом Амурской области с соблюдение норм материального и процессуального права, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.03.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-44/05-17/5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июня 2005 г. N Ф03-А04/04-1/1650
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании