Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Гостинично - ресторанного комплекса "ШИШКИНЪ" (далее - ООО "ГРК "ШИШКИНЪ", Общество) Есиповой Альбины Ришатовны (далее - должностное лицо Есипова А.Р.) на вступившие в законную силу постановление судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении должностного лица Есиповой А.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
решением судьи Верховного суда Республики Татарстан от 16 февраля 2022 года оставлено без изменения постановление судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, согласно которому должностное лицо Есипова А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Есипова А.Р. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы должностного лица Есиповой А.Р. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 52 - ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 31 Федерального закона N 52 - ФЗ в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункта "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, пунктов 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65.
Согласно пункту 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID - 19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан", администрация обязана на основании пункта 2.5 этого же Постановления отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих, ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия.
Как усматривается из материалов дела, 17 ноября 2021 г, в 13 часов, должностным лицом Роспотребнадзора при проведении санитарно-эпидемиологического обследования ООО "ГРК "ШИШКИНЪ", расположенного в доме N 4 на улице Говорова в г. Елабуга Республики Татарстан, выявлено нарушение требования вышеизложенного законодательства директором этого юридического лица Есиповой А.Р, а именно пункт 2.5 названного Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан. Есипова А.Р, как должностное лицо в условиях угрозы распространения заболевания COVID-19, представляющего опасность для окружающих, на 9 ноября 2021 года не отстранила от работы кухонного работника до 15 ноября 2021 года и после этой даты - уборщика служебных помещений ФИО5 и во время проверки 17 ноября 2021 г. не представила на неё сведения проверяющим из Роспотребнадзора о вакцинации этого сотрудника против новой коронавирусной инфекции, либо сведения документально подтверждённых противопоказаний у последней к вакцинации против COVID-19, либо сведения о перенесенном этим сотрудником заболевании за последние 6 месяцев новой коронавирусной инфекцией.
В связи с этим обжалуемым постановлением судьи районного суда должностное лицо Есипова А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и ей назначено вышеуказанное административное наказание, с чем в обжалуемом решении согласился судья Верховного суда Республики Татарстан.
Однако, эти судебные акты признать законными и обоснованными не представляется возможным в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и мотивированное решение по делу.
Из материалов данного дела об административном правонарушении следует, что в апелляционной жалобе на названное постановление судьи районного суда должностное лицо Есипова А.Р. заявила доводы о принятии ею мер по выполнению названного Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан и, в связи с этим, отсутствием оснований для привлечения её, как директора ООО "ГРК "ШИШКИНЪ", к указанной административной ответственности. При этом она представила в Верховный Суд Республики Татарстан ксерокопии листа о нетрудоспособности на Пакшинцеву Л.В. с 2 по 15 ноября 2021 года, - приказа N 08 / 10 от 8 октября 2021 года её - Есиповой А.Р, как директора ООО "ГРК "ШИШКИНЪ", об организации вакцинации сотрудников этого Общества и ознакомлении с ним ФИО7 - приказа директора ООО "ГРК "ШИШКИНЪ" N 18 / 11 от 18 ноября 2021 года об отстранении от работы уборщика служебных помещений ФИО6 из-за не прохождения последней вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 18 ноября 2021 года до момента её прохождения, график сменности, согласно которого 16 и 17 ноября 2021 года у ФИО8 значатся как выходные дни.
Согласно содержанию обжалуемого судебного акта судьи Верховного Суда Республики Татарстан, указанные доводы должностного лица Есиповой А.Р. не рассмотрены и имеющиеся в деле материалы надлежащим образом не проверены.
В результате вышеизложенного свой вывод о квалификации деяния должностного лица Есиповой А.Р. судья Верховного Суда Республики Татарстан надлежащим образом не мотивировал и утвердил обжалуемое постановление судьи районного суда без соблюдения положений статьи 30.6 КоАП РФ, регламентирующих порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, без проверки полноты рассмотрения судьёй указанного районного суда доводов апелляционной жалобы и без их восполнения при рассмотрении данного дела в апелляционном порядке.
На основании вышеизложенного сделать вывод о том, что деяние должностного лица Есиповой А.Р. обоснованно квалифицировано судьями двух судебных инстанций по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и ей как директору ООО "ГРК "ШИШКИНЪ" с соблюдением требований этого Кодекса назначено административное наказание не представляется возможным.
Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт судьи Верховного Суда Республики Татарстан не может быть признан законным и на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит отмене, а данное дело - направлению на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении этого дела об административном правонарушении судье Верховного Суда Республики Татарстан следует учесть всё вышеизложенное и принять соответствующее мотивированное и обоснованное решение в полном соответствии с требованиями об этом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу должностного лица Есиповой А.Р. в части отмены обжалуемого ею постановления судьи районного суда суду кассационной инстанции следует оставить без рассмотрения по существу, так как вышеназванные доводы этой жалобы должны являться предметом проверки судьи Верховного Суда Республики Татарстан при рассмотрении её жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Гостинично - ресторанного комплекса "ШИШКИНЪ" Есиповой Альбины Ришатовны удовлетворить частично.
Решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2022 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Гостинично - ресторанного комплекса "ШИШКИНЪ" Есиповой Альбины Ришатовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Гостинично - ресторанного комплекса "ШИШКИНЪ" Есиповой Альбины Ришатовны в части обжалования постановления судьи Елабужского городского суда Республики Татарстан от 24 ноября 2021 года, вынесенное в отношении неё - директора общества с ограниченной ответственностью "Гостинично - ресторанного комплекса "ШИШКИНЪ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без рассмотрения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.